Где еврею лучше
30.12.2024
30.12.2024
30.12.2024
Недавно мне довелось лично соприкоснуться с миром высокой международной политики. Как представитель еврейской некоммерческой организации, я принимал участие в X юбилейном саммите Альянса цивилизаций ООН в португальском городке Кашкайш. На моих глазах на трибуну один за другим поднимались Генсек ООН и действующие главы государств, министры, статусные дипломаты и послы из нескольких десятков стран.
Любопытно, как подавляющее большинство участников форума, будь они из Европы или Латинской Америки, Азии или Африки, гневно в один голос осуждали «устроенный Израилем геноцид в Газе и Ливане» и требовали принятия немедленных мер против еврейского государства. И каждое такое заявление из уст высокопоставленного деятеля встречалось взрывом аплодисментов в зале. Единственная, кто воздержалась от этой вакханалии, так это государственный министр Объединенных Арабских Эмиратов г-жа Нура аль-Кааби.
Атмосфера неприятия Израиля в международных структурах ООН в целом и Альянсе цивилизаций в частности, где первую скрипку, как ни крути, играют европейцы, оказалась столь велика, что единственную приглашенную организаторами представительницу Израиля – бывшую главу МИДа еврейского государства Ципи Ливни, сторонницу, к слову, мирного урегулирования с палестинцами – попросту лишили слова, явочным порядком выкинув её из списка участников накануне мероприятия. Абсолютно беспрецедентный случай в практике работы международных организаций. Скорее всего, на таком решении настояли главные коспонсоры этого Альянса цивилизаций – Испания и Турция, придерживающиеся крайне враждебной политической линии по отношению к Израилю. Мадрид так вообще не только признал Палестинскую автономию в качестве государства, но и ввёл оружейное эмбарго против еврейского государства.
Эти небольшие зарисовки с саммита очень точно характеризуют настроение среди элит и международных общественников. Но эти настроения вполне разделяются и широкими слоями европейского общества. Палестинские флаги можно увидеть в Европе повсеместно. И вывешивают их далеко не только арабские мигранты. К примеру, в Венеции огромный палестинский флаг вывешен хозяином частной квартиры – аккурат над воротами бывшего еврейского гетто.
Да и в целом еврейская жизнь в Европе превратилась в жизнь в осаде. Некоторые общественные центры, которые мне довелось посетить, теперь больше похожи на охраняемые крепости с пулеметчиками у входа, как, например, в Тулузе, со сложнейшими многоступенчатыми системами безопасности и укреплениями. А приехавшим на раввинский съезд в ту же Тулузу делегациям из разных стран вообще было запрещено выходить за охраняемый периметр, который тщательно сторожили полиция, военные и агенты в штатском. Иначе евреям в Европе собираться опасно.
Тем поразительней, что в некоторых арабских странах складывается совершенно противоположная ситуация. Мой путь обратно из Португалии в Россию лежал через Марокко – страну с некогда четвертьмиллионной еврейской диаспорой. Большинство евреев после образования Израиля были вынуждены покинуть королевство. И Марокко, как и все арабские страны, вроде бы поддерживает создание Палестинского государства, однако отношений с евреями королевство никогда не рвало.
Практически в каждом марокканском городе сохранилось по несколько синагог и продолжают функционировать еврейские центры, которые усилиями остатков евреев, местных властей и выходцев из Марокко содержатся в очень приличном состоянии. И никакой особой охраны действующим синагогам, кроме обычного полицейского патруля, не требуется. А исторические синагоги, где религиозные службы идут только по праздникам, прекрасно обходятся и без всякой охраны.
Шаббат мне довелось провести в Касабланке. И местный раввин в шляпе и классическом еврейском религиозном облачении совершенно спокойно возвращался пешком из синагоги домой через весь город совершенно один и тоже без всякой охраны. Да и палестинских флагов, которыми пестрят европейские улицы, в Марокко практически нет. За неделю, проведённую там преимущественно в пеших прогулках, я заметил лишь одно палестинское граффити и пару флагов в мелких лавках.
Если не вдаваться в культурологию, то подобную ситуацию в Марокко можно объяснить традиционной искренней симпатией марокканских элит к евреям. И даже в 1950–1960-е годы, шоковые для арабского мира в связи появлением и утверждением Израиля, короли Марокко регулярно и совершенно публично встречались с еврейскими лидерами – главами общин и религиозными авторитетами. А ближайшим советником сразу двух королей Марокко – бывшего Хассана II и нынешнего Мохаммеда VI – является Андре Азулай, один из самых влиятельных евреев в арабском мире и в Европе.
Но не стоит забывать и о развернувшемся масштабном военном сотрудничестве между Марокко и Израилем. Оно идёт полным ходом, несмотря на формальное охлаждение в отношениях после начала военных действий в Газе. И высокопоставленная израильская военная делегация посетила Рабат всего несколько месяцев назад, договорившись о развитии сотрудничества в области разведки, электроники, логистики и обучения. А незадолго до визита появились сообщения о покупке королевством за 1 миллиард долларов израильского военного спутника, который должен сменить устаревшие французские.
Всё большая радикализация в Европе и, наоборот, постепенное изменение отношения к евреям на дружественное в ряде стран арабского мира, включая ОАЭ и Марокко, может привести к ещё совсем недавно казавшейся немыслимой картине мира, когда евреям будет спокойнее и безопаснее скорее в арабской стране среди арабов, чем среди коренных европейцев, изрядно разбавленных самыми радикальными мигрантами из мусульманского мира.