Половинка от еврея
14.03.2025
14.03.2025
14.03.2025
Они объяснили детям, что уезжают всего на четыре дня, и это время тем придётся пожить у бабушек-дедушек. А на пятый день родители вернутся и заберут их обратно. Двух девчонок они привезли к нам – в центр страны. А сына оставили у родителей зятя – в поселении, расположенном в самом центре Иудеи.
Как оказалось, четыре дня внук вёл себя просто идеально и терпеливо ждал возвращения родителей. При этом сам вставал в школу, а после неё делал уроки, играл с дедом в шахматы и обсуждал с ним израильские и международные новости. Но когда утром пятого дня его родители не появились – а они в тот момент только садились в самолет обратно, – парня как подменили. Он неожиданно осознал: папа с мамой о нём забыли! Или же решили навсегда оставить его на попечение деда с бабкой. Ведь обещанный срок настал, а родителей всё нет. Получается, они его попросту обманули!
В ярости внук покидал в чемоданчик все свои вещи и уверенно направился к двери, твердо намереваясь идти домой пешком – 15 километров через враждебные арабские села. Деду, который уже немолод, с трудом удалось поймать ребенка уже в дверях и спрятать ключ. После чего внук начал буйствовать, круша в доме всё, что попадалось ему под руку. Хорошо зная, что в минуты ярости этот мой внук становится таким же, каким я сам был в детстве, то есть совершенно неуправляемым, я хорошо представляю, что пережил тот дед.
Если вы уже задались вопросом, зачем я вам рассказываю эту, в общем-то, очень личную историю, то хочу сказать, что не так давно, каких-то 3337 лет назад, такая же история произошла со всеми евреями. И вы её хорошо знаете – это история про Золотого тельца. И описана она в библейской главе «Ки Тиса», которую евреи будут читать во всех синагогах в эту субботу.
Напомню кратко, в чём тут параллель. Посчитав, что сорокадневный срок уже вышел, а Моисей с горы Синай так и не вернулся, «народ столпился вокруг его брата Аарона» и сказал: «Сделай нам божество, которое поведёт нас за собой, ибо не знаем мы, куда пропал выведший нас из земли египетской Моисей». Ну а дальше Аарон объявил сбор драгоценностей и выплавил из них того самого Золотого тельца. И на следующее утро евреи устроили вокруг этого тельца массовую языческую оргию – аккурат в тот момент, когда Моисей возвращался с горы Синай с двумя Скрижалями Завета. Нехорошо получилось.
Негодование Моисея было столь сильным, что он даже разбил в гневе только что полученные Скрижали Завета. Но тут крайне любопытен ответ Аарона на вопрос брата, как ты вообще такое в моё отсутствие допустил? «Ты же знаешь этот народ, когда он одержим!» – сказал Аарон в оправдание.
Многие комментаторы Пятикнижия задавались вопросом: как народ, ставший всего несколько недель назад свидетелем уникального Синайского откровения, мог так быстро впасть в жутчайшее грехопадение? При этом, ища оправдания Аарону, комментаторы полагают: потребовав «сдать» на тельца всё имеющееся у евреев золото, он рассчитывал на срабатывание заложенной в каждом человеке жадности. Мол, это был такой трюк. Но трюк явно не прошёл: евреи тут же понесли ему золотые серьги, выдирая их из собственных ушей, из ушей жён и дочерей. К слову, готовность жертвовать с таким фанатизмом евреи проявили ещё лишь однажды – когда Моисей собирал средства на строительство Храма.
За шестьдесят с лишним лет я успел неплохо узнать свой народ. И потому вопреки распространенному среди неевреев мнению хочу заявить, что нашей главной национальной чертой является как раз не расчетливость, а одержимость! Эта способность с головой увлечься какой-нибудь религиозной или социальной идеей. А потом идти ради неё на любые жертвы, отказываясь прислушаться к голосу рассудка. Именно поэтому евреи во все времена с такой готовностью шли на смерть во имя Творца. Но одновременно именно поэтому они всегда оказывались в первых рядах делателей любых революций. Этой нашей национальной чертой во многом и объясняется та роль, которую мы сыграли в истории человечества. Как и сказал Аарон: «Ты же знаешь этот народ, когда он одержим!»
В подтверждение этого можно привести немало примеров из дальней и ближней истории, но зачем так далеко ходить, когда достаточно выглянуть в окно? Уже три года Израиль расколот на два непримиримых лагеря, каждый из которых буквально одержим своими идеями. Причем настолько, что уже даже не способен хотя бы просто выслушать другую сторону. Но в то же время, как только началась война, все израильтяне вне зависимости от своих взглядов и убеждений продемонстрировали поистине потрясающие примеры готовности умереть за свой народ, за свою страну, за общенациональную идею.
И в этой связи надо коснуться ещё одной истории, которая описывается в этой библейской главе «Ки Тиса» – переписи населения. Производилась она путём пересчёта пожертвованных каждым евреем половинок шекеля – дабы избежать унижающего человеческое достоинство пересчёта по головам. «Пусть каждый проходящий подсчет даст половину шекеля. Богатый не должен давать больше, а бедный – меньше. Каждый – половину шекеля», – так гласит текст Пятикнижия. И любопытно, к слову, что в современном Израиле в честь этого события нет монеты в 50 агорот, а есть монета в ½ шекеля.
Существует опять-таки множество комментариев, пытающихся объяснить, почему пересчет вёлся с помощью принесения половины шекеля, а не целого – ведь так было куда проще. Но мне думается, что такая методика была призвана напомнить всем и каждому, что не стоит особенно гордиться и любоваться собой – никто из нас не может считать себя совершенным и окончательно цельным без остальных. Нельзя быть полноценной личностью без ощущения связи со своим народом, его бедами, нуждами и чаяниями. Каждый из нас – только «половина шекеля».