Не клюй колодец
26.12.2025
26.12.2025
26.12.2025
Казалось, уж в Австралии никто не может назвать евреев пришельцами и чужаками. В Австралии все – пришельцы. И евреи одними из первых поселились на этом открытом континенте, внеся огромный вклад в его процветание. Но недавно приехавшим мигрантам хватило наглости заявить тамошним евреям: «Убирайтесь в свой Израиль!»
Любопытно, что великий раввин Шимшон Рафаэль Гирш, комментируя библейский отрывок «Ваигаш», который евреи будут читать в синагогах как раз в эту субботу, тоже вспоминал эту знаменитую фразу и напоминал, что большинство населяющих сейчас Европу народов появились там в результате Великого переселения всего тысячу с небольшим лет назад. Так что на их посыл: «Вы живете на чужой земле. Убирайтесь в свою Палестину!», как он пишет, вполне можно ответить: «А разве вы живете на своей земле?»
Более того – история однозначно свидетельствует, что евреи поселились на территории современной Европы куда раньше тех, кто пришёл туда в результате Великого переселения народов и считает сейчас себя её хозяевами. Но важно: евреи никогда и не думали претендовать на эти земли. Наоборот – всегда подчеркивали, что являются на них лишь временными жителями, ожидающими возвращения обратно на свою историческую родину и желающими этот период мирно сожительствовать с этими самыми хозяевами, но сохраняя право вести свой образ жизни. И корни такого еврейского подхода кроются как раз в отрывке «Ваигаш», повествующем о приходе евреев для временного проживания в Египет.
Но начинается этот отрывок с драматической встречи братьев с проданным ими в рабство Иосифом, поднявшимся с тех пор до положения правителя Египта. И открывшийся братьям Иосиф говорит: «Не горюйте и не печальтесь, что вы продали меня сюда, ибо послал меня Всевышний впереди вас, дабы сохранить вас для великого спасения. Чтобы вы уцелели на земле и стали многочисленны. Так что не вы отправили меня сюда, а сам Всесильный».
Так Иосиф провозглашает идею, что всё в нашем мире происходит исключительно по воле Свыше, но большинству не дано верно оценить те или иные события и их последствия, узреть их подлинный смысл, как об этом очень точно сказано в 92-м псалме царя Давида: «Велики дела твои, Всевышний, глубоки Твои помыслы! Невежде не постичь их и глупцу не понять».
Когда же Яаков узнал, что сын его Иосиф, которого считали погибшим, жив, то вместе с радостью его одолела и тревога – ведь этот вновь обретённый сын предложил ему вместе со всей семьей перебраться в Египет. И Яаков не уверен, что вправе покинуть Святую Землю, несмотря на свирепствующий там голод. Тем более что ещё его отец Ицхак получил твёрдое повеление Свыше «не спускаться в эту страну», в Египет. Но явившийся в ночном видении Всевышний снимает эти опасения Яакова: «Не бойся сойти в Египет, ибо сделаю Я тебя там великим народом. Я сойду с тобой в Египет, и Я верну тебя обратно».
Так что, переселяясь в Египет, все 70 членов семьи Яакова знали: они направляются туда лишь на время, чтобы затем вернуться на свою исконную землю. И потому у них и в мыслях не было считать египетскую землю своей. И в разговоре с фараоном они это подчеркивают: «Мы пришли пожить в твоей земле, так как нет у нас пастбищ для скота, ибо голод сильный в земле Ханаанской». Именно «пожить», а не осесть, как делали и в ту эпоху, и значительно позже другие пришельцы.
Кто тогда знал, что это «пожить» затянется на века? Но тот же раввин Гирш, да и другие комментаторы Пятикнижия пишут, что столь длительное пребывание в Египте было необходимо для реализации Высшего замысла построения еврейского народа. «Маловероятно, что семья Яакова могла бы стать нацией, оставшись в Ханаане, – пишет раввин Гирш. – По мере увеличения семьи они бы смешались с местным населением. Чтобы избежать этого развития событий, им было необходимо поселиться среди такого народа, чей характер и образ жизни резко бы отличался от еврейского. Такой нацией были египтяне». Абсолютно иной образ жизни, иная культура, резко контрастирующая с еврейской, не позволили евреям с ними смешаться. И это пример того, как работает божественное провидение.
Однако в какой-то степени этот подход и породил антисемитизм, поскольку в его основе лежали зависть и ненависть к живущим по своим законам «инородцам». И началось всё это еще три тысячи лет назад с египетского изгнания. Но как ни горько это признать, «спусковым крючком» этого изгнания стали сами евреи, а именно – зависть и ненависть братьев к Иосифу. Да и причиной всех последующих изгнаний была, по сути, та же беспричинная ненависть евреев между собой.
И тут я не могу пройти мимо комментариев, которые читатели оставляют к нашим текстам в социальных сетях. Не устаю удивляться накалу ненависти, которой пышут порой авторы этих комментариев. А также неприятию собственного еврейства, их «автоантисемитизму», их жаркому желанию «стать, как все». Один из авторов подобных комментариев недавно назвал историю нашего народа «еврейскими сказками, сочиненными безграмотными пастухами в вонючих козьих шкурах».
Что тут скажешь? Да, наши предки и в самом деле были пастухами. И именно на это уповал Иосиф, когда выпрашивал фараона выделить в качестве места проживания для своих соплеменников пустующую землю Гошен. «Ведь каждый пастух – мерзость для египтян», как сказано в Пятикнижии. И это делало смешивание евреев с египтянами невозможным.
Но поразительно, что сегодня находятся евреи, для которых их история – мерзость. Евреи, говорящие о своих великих предках с таким презрением, которое ничего, кроме ответного презрения, вызвать не может. Хотя бы уж потому, что на презираемых ими «еврейских сказках безграмотных пастухов» базируются все общечеловеческие ценности. Можно сколько угодно выражать свою ненависть и к собственным праотцам, и к своим дедам и прадедам, но тому, кто отказывается от своего прошлого, не будет дано никакого будущего.