Марк Болан (Maрк Фелд) родился 30 сентября 1947 года в бедной еврейской рабочей семье, проживавшей в лондонском районе Хэкни. Свою первую группу "Susie and the Нoola Hoops" он основал в 1956 году, но она просуществовала недолго. Немного позже Марк присоединился к популярному движению модов и какое-то время зарабатывал на жизнь, демонстрируя модели одежды. Первые шаги в шоу-бизнесе Марк сделал в качестве актера в телесериале "Орландо". А в музыкальной сфере его вкусы склонялись к записям музыкальной фирмы Motown, он часто слушал такие группы, как Miracles, Marvelletes или Contours. Марк много читал, особенно он любил фантастику и поэзию, среди самых его любимых авторов были Рэй Бредбери, Уильям Блейк и Толкиен. Последний и стал позже главным источником творческого вдохновения для песен группы Tyrannosaurus Rex. Однако призванием Марка была музыка, и, пройдя через стадии увлечения Клиффом Ричардом и Бобом Диланом, он выпустил несколько сольных сорокопяток, не имевших особенного успеха.
А вот что говорит о нашем герое АРМЕН ГРИГОРЯН, лидер московской группы "Крематорий": "Т.Rex были действительно очень сильной командой. Есть много таких песен, которые просто хватают за живое — мы часто играем их на репетициях, например, когда выстраиваем аппарат. Конечно, мы не собираемся делать из этого что-то коммерческое, но тем не менее можно было бы поиграть в каких-нибудь клубах. Для души — и чтобы не терять ориентацию в музыкальном пространстве, чтобы всегда знать, что чего стоит... T.Rex — своего рода точка отсчета. Ведь это было очень интересное время. Тогда прослушивание музыки кардинально отличалось от того, что происходит сейчас. Это было массовое, как бы хоровое прослушивание. Какие-то группы уходили бесследно, исчезали, а какие-то оставались на достаточно долгое время. И именно это созвездие групп, собственно, и повлияло, как мне кажется, на музыкантов, которые стали пытаться играть сами, а не только слушать. Сначала было серьезное увлечение музыкой, а потом — попытка сделать нечто подобное. Такое понятие, как "русский рок", едва ли бы возникло, если бы не эта мощная волна"...
Николай Арутюнов, лидер еще одной известной московской группы — "Лиги блюза" более сдержанного мнения о Болане, но он тоже регулярно переслушивает все, что когда-то запало ему в душу из репертуара "Тираннозавра Рекса"... Понимаете, Болан взял традиционную основу буги и стал добавлять очень необычные гармонии, саунд и манеру пения, необычное звучание гитары... В сочетании колорит это давало потрясающий. Мне кажется, что у многих музыкантов, например, у Боуи, такого колорита не было.
Если бы Марк не погиб и продолжал заниматься музыкой? Он перешел бы в разряд классических исполнителей. Сейчас бы он наверняка звучал по-другому, но если бы он был жив, то обязательно был бы классической фигурой. Не думаю, что он являл бы собой такое же жалкое зрелище, как Элтон Джон. Я думаю, что он был бы по дороге с Дэвидом Боуи, хотя и по-другому, конечно. Не думаю, что он бы опопсовел.
***
Встреча с менеджером и продюсером Саймоном Напьер-Беллом привела к тому, что Марк Болан присоединился к психоделической группе John's Children в качестве гитариста и композитора. Ансамбль выпустил сингл Desdemona, который приобрел определенную популярность, несмотря на запрещение на официальном радио. 28 апреля 1967 года группа выступала на 14-часовом "Фестивале Цветотехнических Грез", который проходил в лондонском зале "Александра-пэллас". Рядом с John's Children выступали другие апостолы лондонской "пси" — Рink Floyd, Soft Machine, Tomorrow, Артур Браун — но были и другие андерграундные поэты и артисты, например, Йоко Оно. Это был один из лучших часов британской психоделики. В сопровождении светового шоу Марк выделывал на своей гитаре все, что мог и что хотел. Чуть позже группа вместе с The Who отправилась на гастроли в Германию. Через некоторое время Болан, неудовлетворенный своим положением, покинул ансамбль, а оставшееся трио выпустило синглом песню Марка Go Go Girl, черновой вариант будущего шедевра Mustang Ford. Песни Болана этой поры можно услышать на выпущенной через семь лет компиляции Beginning of Doves.
Марк решил организовать собственную группу, Но не было ни денег, ни возможностей, и предполагаемый электро-инструментальный квартет в конечном счете сократился до акустического дуэта: Болан на гитаре и Стив "Перегрин" Тук (псевдоним, как нетрудно видеть, взят у Толкиена) на перкуссии. Они приняли для себя название Tyrannosaurus Rex и начали выступать в клубах, таких, как Middle East Club и храм английской психоделики UFO-Club. Там парни познакомились с Тони Висконти, который подписал для них контракт с небольшой звукозаписывающей фирмой Regal Zonoрhone. Висконти помимо всего прочего оказался продюсером их дебютного сингла Deborah, ставшего вполне успешным. С подачи знаменитого британского диск-жокея Джона Пила, обеспечившего им поддержку на радио и ТВ, Rex стали быстро набирать очки в среде лондонского андеграунда, где их произведения тогда были окружены антикоммерческим ореолом. В июле 1968 года вышел их дебютный альбом My Рeoрle Were Fair..., за ним последовал сингл One Inch Rock, и в ноябре — диск Рroрhets Seers & Sages, Тhe Angels of Тhe Ages. Отличительными знаками этих записей оказались выразительный голос Марка, его композиции, вдохновленные кельтским и восточным (индийские таблы) фольклором, его тексты, которые использовали сюжеты англосаксонской мифологии и средневековых легенд. Сюрреалистическая, наполненная юмором лирика и привлекательные звуковые арабески дуэта немедленно выделили Tyrannosaurus Reх из ряда новых групп, возникших, словно грибы после дождя, на волне "лета любви" 1967 года.