Выставка “Палестина: от одного мира до другого” (“Palestine, d'un monde à l'autre”), проходившая в одном из залов ратуши Лилля с 12 мая по 15 июня, стала не только заметным событием городской жизни, но и поводом к достаточно шумному скандалу. В последний момент, уже во время развешивания фотографий, подписи под ними были внезапно отвергнуты отцами города. Организаторы и работники мэрии сошлись в яростном споре: первые громогласно обвиняли вторых в использовании цензуры, вторые называли пояснения фотографов плохо скрываемой рекламой. В конце концов, пресс-клуб французского департамента Норд-Па-де-Кале решил предоставить под размещение фотоэкспозиции часть своих помещений, сославшись на недостаток пространства в здании ратуши. Это дало возможность продлить работу выставки до 12 июля, а публике, не принимая в разгоревшемся конфликте ничьей стороны,
“увидеть и самой оценить” предмет столь бурных дискуссий, пояснила 24 июня в беседе с корреспондентом “Монд” президент пресс-клуба Филиппа Аллиен.
Организация этой выставки, запланированной в рамках лилльского фестиваля “Трансфотографик”, была поручена Региональному центру фотографии (CRP) департамента Норд–Па-де-Кале еще в феврале. Экспозиция предлагает
“различные подходы к палестинскому положению”, сопоставляя фотографии, сделанные в XIX веке бейрутским ателье “Бонфис” (“Bonfils”), и взятые из коллекции Французской библейской и археологической школы Иерусалима, с изображениями и текстами подростков из лагерей Дешех (Dheisheh) в Бейт-Леhеме и Мадаба (Иордания), а также произведениями современных фотографов: палестинки Рулы Хулавани (Rula Hulawani), бразильянки Фабианы Фигередо (Fabiana Figueiredo), британца Джона Тордея (John Tordaï) и директора CRP француза Пьера Девена (Pierre Devin).
Двадцать две фотографии и четырнадцать текстов к ним были отклонены городским муниципалитетом, который, как утверждает Пьер Девен, подверг частичной цензуре еще и четыре вступительных текста:
“Ничего, кроме уличных сцен и повседневной жизни”. Девен перечисляет
“цензурированные” работы, среди которых называет одно из собственных произведений (мальчишка, размахивающий на улице картонным автоматом); портреты палестинок, потерявших сыновей во времена первой интифады, сделанные Рулой Хулавани, а также работу Фабиана Фигередо, запечатлевшую выставленный в витрине одного из магазинчиков плакат, воспевающий террориста-самоубийцу.
“Все палестинское население воздает должное участникам интифады, — рассуждает он. —
И показывая это, фотограф всего лишь выполняет свою функцию. Однако это совсем не значит, что он поддерживает терроризм”.
Чтобы не допустить
“цензуры”, CRP решил вообще свернуть выставку, отказавшись от предложения разделить ее, чтобы отдельно представить произведения, оспоренные лилльским Институтом политических исследований.
“Мне сообщили, что “крамольными” были сочтены всего лишь две фотографии, причем, не столько они сами, сколько сопровождавшие их тексты, — заявила президент пресс-клуба Филиппа Аллиен. —
А организаторов выставки заодно обвинили еще и в том, что они смягчили спорные тексты, прежде чем предоставить их для Интернета и прессы”. Данное обвинение категорически отверг Пьер Девен.
В своей передовой статье, напечатанной в программе фестиваля, мэр Лилля радовался тому, что на выставке
“взгляд фотографов приглашает к анализу в той же мере, что и к эмоциям”. Однако позже, в опубликованном 31 мая коммюнике, официальный представитель городских властей заявил по телефону корреспонденту “Монд” о том, что мэрия
“поддерживает решение организатора “Трансфотографик” требовать изъятия изображений, воспевающих террористические акции”, напоминая о
“причастности города Лилля к палестинскому вопросу и обязательствам по миру на Ближнем Востоке”.
Ни мэрия Лилля, ни руководство фестиваля “Трансфотографик” 24 июня не прислали своих представителей на открытие вернисажа в клубе прессы. Чего нельзя было сказать о представителях некоторых еврейских организаций. Обвиненный одним из них в
“благоприятствовании антагонизму между объединениями”, Пьер Девен от полемики уклонился:
“Роль фотографов и артистов заключается в том, чтобы показывать реальность”, — повторил директор CRP.
“Война выигрывается и через изображения, и нет ничего необычного в том, что различные группировки оказывают давление в этом отношении, — добавил он. —
Но мы живем в республике, где свобода еще существует”.