Top.Mail.Ru

Новая жизнь голема

09.11.2007

garylucas.jpgАккомпанементом к немому кино гитарист Гари Лукас (Gary Lukas) вдохнул новую жизнь в немецкий фильм «Голем» 1920 года. Музыкант говорит, что каждое его выступление оригинально. Он проигрывал саундтрек более, чем в 20 странах с 1989 года. На этой неделе музыкант впервые представит свое творение на Фестивале еврейского кино в Австралии, сообщает «The Australian Jewish News».

«Большое внимание мы уделяем импровизации, — рассказывает Лукас о своей музыке к фильму, которую он написал со своим другом детства Уолтером Хорном. — Это то, что я особенно люблю в исполнении этого саундтрека. Я играл его в буквальном смысле сотни раз, но никогда не уставал от этого. Для каждого исполнения я нахожу новый подход. Я замечаю новые детали на переднем и заднем планах каждого кадра». «Я и в самом деле придал новый облик новой реальности, — говорит он, — ведь меня сильно захватывает и вдохновляет действие на экране». Магическая сила звуков гитары передает леденящую душу атмосферу фильма. Фильм «Голем» снят в 1920 году в Берлине Паулем Вагенером и Карлом Боэсе. Фильм представляет собой яркий пример классики экспрессионизма. В нем рассказана история, произошедшая в Праге XVI века. Раввин делает из глины фигуру – голема, – чтобы спасти общину от бед антисемитизма.

garylucas4.jpgЛукас, сын евреев польского и чешского происхождения, говорит, что он проникся мифологией голема еще в детстве. Легенда гласит, что голем, которого многие считают предшественником Франкенштейна Мэри Шелли, был вызван посредством магии каббалы. «Я помню случайно прочитанную мной историю фильма в журнале о фильмах ужасов, — вспоминает Лукас, — меня сильно потрясли образы».

Когда Лукас получил предложение от «Next Wave Festival» («Фестиваль следующей волны») в Бруклинской музыкальной академии соединить его музыку с другим видом искусства, выбор «Голема» Вегенера и Боэса был очевидным. «Это подобно оживлению, — говорит музыкант. — Я взял немой фильм, который был снят очень давно, и вдохнул в него новую жизнь своей музыкой. Это очень похоже на то, что сделал главный герой «Голема», раввин Лев, который создал жизнь с помощью магии каббалы».

Как «Метрополис» Фрица Ланга создал кинематографическую терминологию научной фантастики, так «Голем» Вагенера и Боэса достиг тех вершин, которые раньше не были достигнуты ни одним фильмом ужасов. Лукас, который считает себя знатоком классики, признает «Голем» «Звездными войнами» своего жанра. «Это наслаждение для глаз, — объясняет он. — Это стиль немецких экспрессионистов, фильм очень красиво освещен, но при этом остается темным». «Голем», который Вагенер начинает с пугающей глиняной фигуры, содержит сотни архитектурно-спроектированных зданий и дополнительных конструкций, в отличие от других фильмов, в которых использовались нарисованные декорации. «Они восстановили гетто Праги XVI века в Берлине 1920 года. Известный немецкий архитектор-экспрессионист проектировал здания. От их вида бросает в дрожь, это кривые, изогнутые дома, но в трех измерениях», — рассказывает Лукас.

lucasgolem_250.jpgГари Лукас – не только гитарист-виртуоз, номинант Grammy, участник легендарного ансамбля «Captain Beefheart & The Magic Band», за свою почти 35-летнюю карьеру выпустивший огромное количество альбомов, выступавший и записывавшийся с такими великими артистами как Леонард Бернстайн, Джон Зорн, Лу Рид, Джефф Бакли, Джоан Осборн, Патти Смит, Брайан Ферри, Игги Поп, «Future Sound Of London» и многими другими звездами рока, джаза и классики. Гари Лукас помимо всего этого записывает сольные альбомы, а также давно и успешно пишет музыку для кино и телевидения.

Лукас также находит вдохновение в еврейской музыке и еврейском фольклоре. Его альбом 2000 года «Street of Lost Brothers» («Улица забытых братьев») содержит несколько известных еврейских мелодий, таких как «Yigdal», «The Tel Aviv Ghetto Fighters», «Song and Mahzel Means Good Luck». Музыкант просматривает параллели между еврейской музыкой и любимым им блюзом. «В большей части еврейской музыки присутствует печальный и меланхоличный колорит. Это отзвук человеческой борьбы», — говорит он.

Но Лукас признает, что не питает отвращения к Вагнеру. Фактически, музыка к фильму «Голем» содержит отрывки из всемирно известного сочинения композитора «Полет валькирий». «Первый раз, когда я услышал Вагнера, мне показалось, что это самое лучшее, что я когда-либо слышал. После того как я прочитал его статьи о жестоком обвинении евреев и еврейской музыки, это оттолкнуло меня, но, тем не менее, не удерживает от того, что я, еврей, хочу исполнять его музыку», — объясняет он. — Музыка – это музыка, а политика – это политика».

lucasgolem2.jpgИнтересно, что недовольство вызывает не использование музыки Вагнера, а слишком большая громкость при исполнении. В середине представления перед 600 зрителями в Торонто одна женщина попросила Лукаса сделать звук потише, чем неприятно его удивила.

Музыка к фильму «Голем» была впервые представлена публике в 1989 году в нью-йоркском «American Museum of Moving Image» в рамках программы «Brooklyn Academy of Music Next Wave Festival». С тех пор этот уникальный проект был показан более, чем в 15 странах на крупнейших кино- и музыкальных фестивалях. Гари Лукас с неизменным успехом аккомпанировал фильму в самых престижных залах мира, таких как нью-йоркский «Lincoln Center» и лондонский «Royal Festival Hall». Большой резонанс вызвали также выступления Лукаса на Венецианском Биеннале в 2003 году и на пражской выставке знаменитого швейцарского художника-сюрреалиста Гигера весной 2005 года. Выступление Гари Лукаса с саундтреком к фильму «Голем» проходило и в Москве в июле 2005 года.

Фрагмент фильма "Голем" с музыкальным сопровождением Гари Лукаса, 5 мин. Quicktime  (.mov)

Анастасия Хорохонова

{* *}