Top.Mail.Ru

Призрак исламизма бродит по Европе

21.08.2017

Всё чаще исламисты проводят теракты в Европе. На этот раз – вроде бы ничем не «провинившаяся» перед исламом Барселона. Город, который, к слову, всегда поддерживал палестинцев и осуждал израильскую военщину и американский империализм. Теперь всем должно стать очевидно – «правильная» позиция не гарантирует вам безопасности.

Власти Барселоны пренебрегли самыми элементарными мерами безопасности, которые уже давно отработаны в других странах, страдающих от нападения террористов. Начиная с того, что даже не удосужились поставить в местах массового скопления туристов бетонные заграждения, которые бы затруднили въезд транспорта. Но эпицентром радикального исламизма и терроризма в Европе остаётся все-таки не Испания, а Франция. И нити теракта в Барселоне тоже ведут, как вчера стало известно, во Францию.

Автор этих строк свободно владеет французским языком и регулярно бывает во Франции по семейным обстоятельствам. В этот раз Париж, как и всегда, прекрасен, и мне никогда не надоедает в нем бывать. Родители моей супруги живут в хорошем районе, по которому без особой опаски можно гулять в любое время суток. Однако именно частота моих визитов позволяет подметить некоторые изменения. Если их подытожить: во множестве пригородов больше не осталось «галльских» французов. Например, в пригород Сен-Дени, где находится один из факультетов Сорбонны, я зашёл, предварительно «вооружившись» номером арабской газеты – так безопаснее. И еще – я никогда не хожу в кипе, кроме как в субботу и в синагогу, которая находится тоже в благополучном районе.

Видно, что и французские спецслужбы наконец проснулись – в исламских магазинах на улице Жан Пьер Тамбо нет больше книг на арабском, открыто подстрекающих к насилию. Но ясно, что этого недостаточно для борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Чтобы экстремистское движение любого направления добилось успеха, ему вовсе не нужна поддержка «всех», главное – чтобы оно могло диктовать свою волю большинству и чтобы никто не осмеливался оспаривать его авторитет. Поэтому рассуждения о том, сколько мусульман поддерживают экстремизм, лишены смысла: никто в мусульманском пригороде не осмелится возражать салафитам, которые заставляют женщин надевать чадру или хиджаб. И надо понимать, что множество мусульман смогло сделать карьеру во Франции и вписать себя в рамки Пятой республики – они почти полностью французы, просто меньше пьют и брезгуют ветчиной.

Однако в то же время есть факты, которые невозможно отрицать. Во-первых, среди заключённых во французских тюрьмах, осуждённых за тяжелые преступления, абсолютное большинство – мусульмане. Во-вторых, Франция наряду с Бельгией и Великобританией лидирует по числу граждан, отправившихся воевать на стороне ИГИЛ (запрещённая в России организация). В-третьих, большинство жителей французских пригородов не интегрированы во французское общество, а в самих кварталах царит преступность, причем такая, что обычная невооруженная полиция не решается в них заходить. Ну, и в-четверых, во Франции именно среди мусульман арабского происхождения наиболее распространён антисемитизм.

Социолог Оливье Руа, не являющийся исламоведом и не владеющий арабским языком, описывает происходящее как радикализацию, ставшую следствием социальных проблем и нищеты значительной части арабского населения, и последовательно отрицает всякую связь между этой самой радикализацией и исламом. Будто бы нет разницы между нынешними исламскими радикалами и «Красными бригадами», действовавшими в 1970-е годы в Италии или Германии. Руа и ему вторящие делают акцент на жизненной неустроенности, которая, мол, и толкает молодую часть арабского населения к радикализации.

Востоковед Жиль Кепель, известный далеко за пределами Франции, прекрасно владеющий арабским и поживший во многих арабских странах, написал первые исследования об исламском фундаментализме ещё в начале 1990-х. А также провел множество практических исследований среди французских мусульман. Он убежден, что социальный фон, несомненно, играет важную роль, так как действительно у всех без исключения террористов обязательно были какие-то проблемы, связанные с неустроенностью, однако нельзя видеть в этих неурядицах первопричину, так как все эти террористы и сочувствующие им находятся под влиянием чёткой и ясной исламистской идеологии, которая распространяется еще стремительнее и интенсивнее, чем это было десять лет – во многом благодаря современным технологиям. А чтобы построить «правильное» исламское общество, живущее по законам шариата, нужно воевать с «неверными» – французами и европейцами в целом. А заодно – с евреями и Израилем, которые являются самыми заклятыми врагами ислама. Такая нехитрая идеология идеально подходит неотягощенным образованием и склонным к насилию подросткам.

Однако этим, с точки зрения Кепеля, проблема не исчерпывается. Он считает серьезным тормозом в борьбе с исламизмом упорный отказ представителей европейских элит даже называть эту проблему вслух. Можно беспощадно воевать с консерватизмом католической церкви и бороться против любого влияния религии на публичную жизнь общества, если это, конечно, не ислам. Всё это следствие доктрины о том, что мусульмане – жертвы французского колониализма, беззащитны и страдают от дискриминации, а жертва – всегда права. Хотя, по идее, это иммигранты должны приспосабливаться к принимающему их обществу, а не наоборот.

Замалчивание очевидной проблемы приводит к тому, что ею начинают заниматься популисты и националисты, у которых действительно нередко почти расистское определение французской идентичности, и евреев они ненавидят точно так же, как и мусульман.

14 апреля этого года мусульманин африканского происхождения выбросил из окна 65-летнюю Сару Алими – врача на пенсии и мать нескольких детей, которая жила одна в квартире в квартале Бельвиль. Многочисленные свидетели отмечают, что подозреваемый в момент совершения преступления выкрикивал антисемитские лозунги, а после смерти жертвы провозгласил: «Я убил шайтана». Несмотря на это, прокуратура отказалась рассматривать эту трагедию как убийство на национальной почве. Понятно, что на фоне таких новостей большинство молодых евреев задумываются об эмиграции из Франции – родины прав человека и гражданина.

{* *}