Известный английский киносценарист и драматург Рональд Харвуд получил награду Academy Award «Золотой глобус» и был выдвинут на приз Британской академии кино и телевидения (BAFTA) в номинации за лучший адаптированный сценарий к фильму «Костюмер» («The Dresser»). Снятая на основе знаменитой драмы Харвуда кинолента была представлена также к соисканию премии в номинации «Лучший фильм года». Награды Academy Award и BAFTA за эту картину получили режиссер фильма Питер Йейтс (Peter Yates) и исполнители главных ролей Элберт Финни (Albert Finney) и Том Кортней (Tom Courtenay). Последний, к тому же, стал обладателем «Золотого глобуса» еще и за блестящую игру.
Пьеса «Костюмер», положенная в основу сценария фильма, является, бесспорно, одним из лучших произведений Харвуда. В постановке петербургского БДТ имени Г.Товстоногова знакома она и российскому зрителю. Рональд Харвуд является автором множества других замечательных пьес, таких как «Семья» («A Family»), «Испытание Гилберта Пинфолда» («The Ordeal of Gilbert Pinfold») (по Эвелин Уог), «Трамвайный путь» («Tramway Road»), «Спланированная смерть польского священника» («The Deliberate Death of a Polish Priest»), «Переводчики» («Interpreters»), «Дж.Дж.Фарр» («J.J.Farr»), «Иванов» («Ivanov») (по чеховским мотивам), «Другие времена» («Another Time»), «Отражение славы» («Reflected Glory»), «Беседа Малера» («Mahler's Conversion»), «Квартет» («Quartet») и др. Добавим, что в ноябре 1997 года прошла первая радиотрансляция пьесы «Прощальный поцелуй» («Goodbye Kiss»), написанная Харвудом специально для постановки на радио.
По произведению Харвуда «Занимая позиции» («Taking Sides») снял фильм режиссер Иштван Cабо. Эта экранизация со Стелланом Скарсгердом (Stellan Skarsgerd) и Харви Кейтелом (Harvey Keitel) в главных ролях оказалась не менее удачной и принесла драматургу премию кинофестиваля «Флайано» (Flaiano Film Festival) в номинации за лучший сценарий. А в этом году Харвуд успел стать обладателем Оскара за сценарий к знаменитому фильму о Холокосте «Пианист».
Литературной плодовитости Рональда Харвуда можно только позавидовать. Он — автор нескольких романов. Последний из них, «Дом», в 1994 году получил Еврейскую ежеквартальную премию в области художественной литературы (Jewish Quarterly Prize for Fiction). Харвудом была издана «Театральная книга Фабера»; по его исследованию театральной истории «Мир — театр» была сделана передача на BBC2. Его перу принадлежит и биография сэра Дональда Уолфита, рассказывающая о жизни и работе актера, вдохновившего Харвуда на создание «Костюмера».
В 1974 году Харвуд стал членом Королевского литературного общества; в 1985-м курировал театр при колледже Баллиол в Оксфорде. С 1989 по 1993 годы Рональд Харвуд — руководитель английского (а с 1993 по 1997-й — международного) ПЕН-клуба. Драматург возглавляет Королевское Литературное общество. В 1996 году он получил титул кавалера Ордена искусств и литературы, в 1999-м был удостоен звания командора Британской империи, а в 2002-м — награжден званием почетного доктора литературы университета Кейл.
Сегодня Харвуд работает над сценарием к фильму о судебном процессе Дэвида Ирвинга. Ирвинг — историк, отрицающий Холокост, — предъявил иск профессору Деборе Липштадт, осудившей его в своей книге «Отрицая Холокост: оскорбление памяти и правды» («Denying the Holocaust: The Growing Assault on Truth and Memory»). Харвуд представляет его как человека, готового вывернуть наизнанку исторические реалии, которые, как он считает, «не соответствуют его идеологии и политической программе». Фильм по сценарию Харвуда предстоит снимать Ридли Скотту — режиссеру «Гладиатора» и «Пришельца», а в главной роли будет занят сэр Энтони Хопкинс.
Профессор Липштадт уже обсудила с Харвудом сценарий фильма, и не скрывает, что этот проект ее вдохновил. «Я рада, — сказала она, — что над фильмом работают Рональд и команда, снявшая “Собиралась буря” (“The Gathering Storm”). Подобного рода ситуации всегда опасны тем, что они могут послужить причиной широкой известности людей, которые этого совсем не заслуживают. Но не думаю, что то же самое произойдет и здесь: над фильмом работают люди, которые преданы своему делу и подходят к вопросу профессионально».
Что же касается Ирвинга, то к нему создатели фильма не обращались. На страницах «Daily Telegraph» 63-летний историк высказался по этому поводу так: «Я отношусь к этому достаточно спокойно. Если фильм будет правдивым, им придется озвучить и мои аргументы, а также показать, как мне в одиночку пришлось бороться против целой группы правоведов». Дэвид Ирвинг выразил надежду и на то, что американский зритель поймет: трагедия Холокоста — большое преувеличение, а также добавил: «Подобный сюжет слишком хорош для судебной драмы».
Фильм о процессе Ирвинга будет представлен американской компанией НВО.