Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
14.12.2020
Будущий арт-дилер, галерист и писатель Рене Гимпель родился в Париже в 1881 году в семье эльзасских евреев. Его отец Эрнест Гимпель сначала занимался производством чемоданов и саквояжей, затем стал продавать картины старых мастеров. В качестве делового партнера к нему присоединился Натан Вильденштейн – основатель знаменитой европейской династии антикваров. Мать Рене Адель Виттон была племянницей легендарного Луи Виттона, который тоже, как и Эрнест, начинал с чемоданов и дорожных сумок – и фантастически в этом преуспел.
Рене воспитывался в атмосфере благоговения перед литературой и искусством. Уже в детстве у него появился любимый художник – живописец XVIII века Жан-Батист Шарден. Было ясно, что Рене пойдет по стопам отца. С 20 лет он с успехом вел ответственные переговоры и заключал выгодные для отцовской компании сделки. Особенно ухорошо шло сотрудничество с фирмой Duveen Bros, которую возглавлял авторитетный продавец старого искусства сэр Джозеф Дювин. С ним в итоге Рене Гимпель даже породнился, женившись на его младший сестре Флоранс.
В результате слаженной работы этих арт-дилеров картина «Портрет Титуса», шедевр великого Рембрандта, покинула Европу и оказалась в руках еврейского бизнесмена Жюля Симона Бейча в США. Впоследствии Бейч передал эту купленную через Гимпеля картину музею Метрополитен в Нью-Йорке.
У Рене Гимпеля был поистине безупречный вкус, а еще – тактичность и умение распознать талант. Обожавший старое искусство, он, тем не менее, ценил и прекрасно понимал искусство «новое» и помогал многим художникам-современникам во Франции – в их числе были Пабло Пикассо, Жорж Брак и Абрам Минчин. Он также дружил с Марселем Прустом, да и сам мастерски вел дневник, который был опубликован после его смерти: богатейший материал для всех, кто изучает мир искусства между двумя мировыми войнами. Особенно едкими в этом дневнике оказались пассажи про богатых и тщеславных невежд из числа его клиентов. Рене сравнивал их с избалованными детьми, которые относились к искусству, как к модной игрушке.
Когда Францию оккупировали нацисты, Рене тут же примкнул к движению Сопротивления. В 1942 году его арестовали и интернировали вишисты, но ему удалось вернуться в Париж, после уехать на Лазурный берег. Там его вновь арестовали в 1944 году. Все картины, которые были при нем, изъяли – их набралось на два внушительных ящика. Самого Гимпеля депортировали в концлагерь Нойенгамме в предместьях Гамбурга. Он лишь несколько месяцев не дожил до конца войны – погиб от истощения в самом начале 1945 года.
Его сыновья, выжившие в мясорубке войны, продолжили дело отца. Эрнест и Пьер основали в Лондоне арт-галерею и назвали ее Gimpel Fils, Гимпель-сыновья. Третий сын Жан Гимпель – историк-медиевист и автор многочисленных монографий по искусству старых мастеров – открыл в Лондоне интеллектуально-просветительский салон, а в 1963 году издал отцовский дневник.
Лишь десять лет назад наследники Рене Гимпеля во Франции решили все-таки узнать о судьбе хотя бы некоторых картин, которые пропали после его ареста в 1944 году. Для этого они наняли адвоката Коринн Гершкович, которая специализируется на делах по возврату имущества, незаконно отнятого у евреев во время войны. Гершкович удалось установить, что нацисты забрали у Гимпеля в том числе три картины Андре Дерена: «Пейзаж близ Кассиса», «Ля Шапель-су-Креси» и «Пинед, Кассис», которые впоследствии оказались в разных французских музеях.
Рене Гимпель купил эти картины на распродаже коллекции Канвейлера в 1921 году – и тому было документальное подтверждение. Однако в прошлом году французский суд счел факт покупки неубедительным аргументом в деле. На новый суд в 2020 году смотрели со скепсисом: трудно бороться с негласным правилом, что нельзя отбирать у музеев артефакты, даже если те попали к ним незаконным образом. Но случилось чудо: Гершкович продолжала настаивать, что покупка картин подтверждается документами, а о продаже картин никто и никогда ничего не слышал. Суд запросил у адвокатов французских музеев документы, подтверждающие, что Гимпель продал кому-то эти картины – и таких документов, конечно, не нашлось.
В результате суд признал факт незаконного изъятия полотен у Гимпеля и присудил вернуть наследникам все три картины! Работа, которую наследники и адвокат Гершкович вели почти десять лет, всё-таки увенчалась победой.
Теперь внуки легендарного арт-дилера хотят выяснить судьбу остальных картин, ведь в ящиках, похищенных нацистами у Гимпеля, было более 30 полотен! В мире же эта победа создает важный прецедент. Другие наследники произведений искусства, отобранных нацистами, теперь знают, что суд может оказаться на их стороне. Хотя, безусловно, музеи будут бороться за свои сокровища до последнего, так что навряд ли стоит ожидать волны реституций.
Максим Брискер