Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
11.04.2022
«Франция – больной человек Европы. Лучшее, что с ней было – это Наполеон». «Пройдет еще несколько лет, и вся Европа станет увеличенной копией Ливана». «НАТО – машина для порабощения стран. Она вредна для Франции, которой нужно немедленно оттуда выйти». Это лишь некоторые из высказываний Эрика Земмура. Парадоксальным образом этот 63-летний алжирский еврей сегодня стал олицетворением надежд о былой «наполеоновской» гордости Франции. За ним идут ультраправые, в его штабе – Марион Марешаль, племянница самой Марин Ле Пен. Его ненавидят антиглобалисты, леваки и зеленые – все те, кого Земмур назначил ответственными за появление «новой этики». Мягкая миграционная политика, борьба за климат, ЛГБТ-права – Земмур призывает взять все это в кучу и перечеркнуть навсегда.
О президентских амбициях Земмура заговорили еще в мае 2021-го. На пути к выборам, впрочем, встало препятствие: сразу восемь женщин обвинили кандидата в сексуальных домогательствах. Обвинения касались последних 23 лет жизни Земмура – все женщины работали с ним в разное время и утверждали, что тот проявлял к ним «активный навязчивый внерабочий интерес». Земмур заявил, что все это клевета и поклеп – к нападкам ему не привыкать. За последние десять лет политика как минимум четыре раза привлекали к суду. Его обвиняли в разжигании ненависти, исламофобии, и наконец, в отрицании преступлений против человечности. Последнее случилось после того, как осенью 2019-го Земмур дал положительную оценку маршалу Петену – лидеру пронацистского правительства Франции, так называемого «режима Виши» в годы Второй мировой.
Самый громкий эпизод случился в октябре 2020-го. В интервью французскому телеканалу Земмур назвал всех несовершеннолетних мигрантов из Северной Африки и стран Ближнего Востока «ворами, убийцами и насильниками». «Абсолютно всех нужно депортировать!» – заявил он. Ранее Земмур атаковал мигрантов, заявляя, что «им нужно сделать выбор между Францией и исламом». А также сказал, что «женщины в хиджабах порабощают французские города». Осенью 2020-го более ста французских журналистов опубликовали открытую петицию, где призвали отказаться от открытых дебатов с людьми, подобными Земмуру – чтобы не давать им площадки для высказывания «фашистских, ксенофобских, гомофобных, расистских идей». «Нужно всеми способами бороться с такими проявлениями. Игнорирование – это тоже способ борьбы», – заявляла петиция. Но сам Земмур, нарастивший за время своей карьеры крокодилью кожу, отвечал с ухмылкой: «И это я-то фашист? Берберский еврей?»
Эрик Земмур родился в 1958 году во французском городе Монтрей. Его родители прибыли в метрополию из Алжира, где четырьмя годами ранее началась Война за независимость – один из многих конфликтов ХХ века, доставшийся в наследство от эпохи колониализма. В 1962 году Алжир провозгласил независимость, но в семье Земмура всегда считали Францию своим государством, а себя – ее подданными. В 80-е Земмур окончил Институт политических исследований в Париже и начал работать обозревателем в газетах.
Его резкий крен вправо относят примерно к 1996 году. В то время Земмур вел политическую колонку в Le Figaro – старейшем французском издании. Его принято считать «умеренно правым». Миллиардер Серж Дассо, который контролировал издание в «нулевые», заявлял, что цель Le Figaro – «пропагандировать здоровые идеи». А именно – возвращать патриархальные ценности и в принципе развивать Францию в консервативном русле. Все это как нельзя лучше подходило Земмуру.
«Франция напугана. Франция перестала быть похожей на саму себя. Ее заставили верить в то, что раньше она ненавидела», – писал он в программном эссе 2014 года «Самоубийство Франции». И далее: «Наша эпоха полностью создана маем студенческих бунтов 68-го и слоганами, которые пришли вслед за ними: “Запрещено запрещать”, “Мы все – германские евреи”. Понятие пацифизма извращено до маниакального отрицания любого конфликта, любого насилия. Всюду правят феминистки, а эти понятия ассоциируются в их глазах с потенцией, виновной во всех смертных грехах».
С перерывами Земмур работал в Le Figaro вплоть до 2021 года. Но еще большую известность он получил как телеведущий. С 2003-го он стал вести общественно-политические шоу на канале Cnews. Программы с названиями вроде «Об этом спорят» и позднее «Мы не спим» сделали Земмура настоящей звездой. Коммунистическая газета L'Humanité, принципиальный противник Земмура, оценивает аудиторию каждого выпуска его программы в 800 тысяч человек. Левые называют его взгляды «мракобесными», а в более умеренной центристской прессе Земмур заслужил прозвище «короля неполиткорректности».
Но при этом риторика еврея-радикала находит отклик у большой части французского народа, ностальгирующего по старым добрым временам, когда «Франция была не та»: ЛГБТ еще не лезло со своими правами, мигранты знали свое место, а сама страна была не просто страной, но империей – с приставкой «католическая», а не просто частью «безликого», сосущего ее ресурсы Евросоюза. «Запрос на эти настроения во Франции очень силен. Недаром 2-е место на выборах президента в 2017 году заняла “националистка” Марин Ле Пен», – отмечает историк Жиль Ришар, автор монографии «История правых во Франции. С 1815 года и до наших дней».
30 ноября 2021 года Земмур официально объявил о выдвижении своей кандидатуры на следующих президентских выборах. В декабре – при противодействии со стороны антирасистских групп – он анонсировал создание движения Reconquête. Его лозунг: «Невозможное – это не по-французски». «Для своего объединения Земмур взял максимально “говорящее” название. Реконкистой называли многовековой период, когда испанцы и португальцы отвоевывали Пиренеи у мавров. Само слово имеет значение “отвоевать”, “забрать назад”», – пишет французский политолог Эдуар Ламорт.
Осенью 2021 года в прессу «слили» компромат: фото кандидата на пляже в объятиях с 28-летней помощницей Сарой Кнафо. СМИ утверждали, что Кнафо беременна от Земмура, хотя он официально вот уже 40 лет женат на адвокатессе Милен Чичпортич и имеет с ней двоих детей. И даже этот «слив» лишь усилил его популярность: избиратель увидел в Земмуре человека, не чуждого простым слабостям. В феврале Французский институт общественного мнения (IFOP) опубликовал результаты соцопроса. По рейтингу популярности Земмур занял второе место после президента Эммануэля Макрона – с 16,5% голосов против 25% действующего президента.
Однако президентские выборы, которые состоялись во Франции вчера, 10 апреля, показали совсем иную расстановку сил. Земмуру отдали свои голоса лишь 7% избирателей. Это четвертый результат, однако разрыв с количеством голосов у тройки лидеров – значительный. Так, кандидат от левой партии «Непокорившаяся Франция» Жан-Люк Меланшон получил 22% голосов, лидер ультраправого «Национального объединения» Марин Ле Пен – 23%, а действующий президент Франции, центрист Макрон – 27%. Так как никто из кандидатов не набрал абсолютного большинства – 50% плюс один голос, то Макрону и Ле Пен предстоит сразиться за победу во втором туре, который пройдёт 24 апреля. И хотя большинство выбывших из битвы кандидатов в президенты – а всего их было на этот раз 12 – просят своих избирателей проголосовать за Макрона, правый Земмур, конечно же, призывает сделать все, чтобы победила Ле Пен.
Свои неожиданно низкие результаты на выборах Земмур списал на конфликт между Россией и Украиной: его рейтинг действительно стал резко падать именно с конца февраля, когда начались военные действия. Просто Земмур всегда выступал за тесные контакты с Россией, его даже обвиняли в подобострастии к Кремлю. В одном из интервью в 2018 году он, например, заявил, что мечтает «о французском Путине». Москва, кстати, всегда отвечала ему взаимностью. Даже вчера на российской территории Земмур победил – его кандидатуру выбрали 27% голосовавших в Москве французов, и это лучший результат.