Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
07.01.2025
Гонка за пост мэра Флоренции началась для Сары Фунаро с неприятностей. Прошлой зимой – когда ее штаб только начинал работать над предвыборной программой – полиция «цветущего города» решила выделить ей постоянную защиту. Автомобиль с полицейскими теперь всегда дежурил у ее дома и сопровождал в поездках. Решение обезопасить Фунаро приняли из-за ее еврейских корней.
После 7 октября 2023 года обстановка в городе, где проживают около 400 тысяч человек, оказалась накалена до предела. Местные СМИ фиксировали случаи нападений и прямых угроз евреям. «В целом по Тоскане уровень антисемитских инцидентов вырос на 400% по сравнению с прошлыми годами», – сообщала журналистка Феличе Фридсон. Под прицелом пропалестинских активистов оказывались обычно рядовые граждане – например, хулиганы атаковали двух русскоязычных израильтян: поводом стал кулон в виде звезды Давида на шее одного из них. Но прессовали и медийные лица, которые осмеливались говорить о поддержке Израиля после атаки ХАМАСа. Одним из них стал Марко Карраи, предприниматель и почетный консул Израиля во Флоренции. После угроз ему и его семье дом Карраи взяла под охрану полиция.
В этих условиях выдвижение еврейки Сары Фунаро на пост мэра Флоренции могло быть для нее опасным. Кандидат рассказывала, что ей угрожали убийством – в комментариях к интернет-публикациям и телефонных звонках. Однако – к удивлению многих – Фунаро не только победила на выборах в городе, зараженном антисемитизмом, но и сумела избежать прямых столкновений с антиеврейскими радикалами на протяжении всей предвыборной гонки. «Первая женщина и первая еврейка на посту столицы Тосканы!» – такими заголовками отпраздновали ее победу израильские СМИ.
Впрочем, новый мэр сразу же призналась: во время выборов ей пришлось «отодвинуть в тень» еврейский вопрос. Фокус ее предвыборной программы сконцентрировали на городских нуждах и местном происхождении Фунаро. Кто, как не она, флорентийка в третьем поколении, может знать о проблемах горожан – примерно в таком ключе звучали предвыборные слоганы кандидатки. «Я знала, что есть вещи, на которых внимание лучше не акцентировать, потому что их могут использовать против меня. Еврейство – одна из них», – заявила Фунаро, заступив на новую должность. Она добавила, что ей было не в новинку получать антисемитские комментарии: «Это преследовало меня и в прошлом. Я привыкла реагировать спокойно».
По материнской линии 48-летняя Сара Фунаро – внучка Пьеро Барджеллини, экс-мэра Флоренции. Именно при нем в 1966 году в городе случилось наводнение, унесшее жизни десятков человек и повредившее, по разным оценкам, больше трех миллионов произведений искусства – включая древние рукописи, книги, картины и памятники архитектуры. Тогда в результате обильных дождей из берегов вышла флорентийская река Арно – под водой оказался весь центр города.
Еврейство же передалось нынешнему мэру Флоренции через отца, Ренцо Фунаро. Архитектор по профессии, он много лет возглавлял ассоциацию Opera del Tempio Ebraico – ее целью был сбор денег на нужды местной синагоги. Сара Фунаро говорила, что в семье практиковали две религиозные традиции одновременно: католическую по линии матери и иудейскую по отцу. Но она сама, повзрослев, нашла, что иудаизм ей ближе: «Родители не принуждали меня выбирать ту или иную веру. Но, приобретя в жизни определенный опыт, я поняла, что еврейская традиция глубоко отзывается во мне. Я начала обращаться к Торе. Я поняла, что мне очень важны регулярные беседы с раввином».
Фунаро родилась во Флоренции в 1976 году. Шутя, она называет этот год «великим»: «Именно тогда Джобс и Возняк, два компьютерных энтузиаста, основали компанию Apple в калифорнийском гараже. А музыкант Ларри Маллен в поисках единомышленников повесил объявление на школьную доску – и так родилась группа U2». Фунаро изучала психологию в местном университете. Позже училась в Париже, работала психотерапевтом в Бразилии и Израиле, а в 2014 году стала членом Демократической партии и советником тогдашнего мэра Флоренции по вопросам здравоохранения и соцобеспечения.
«Это был потрясающий опыт, который убедил меня: заниматься политикой – это значит поставить себя на службу другим. Сообща искать решения обычных человеческих проблем – это и есть политика», –говорила Фунаро в ходе предвыборной кампании. Она стала кандидатом на пост мэра Флоренции от коалиции демократов, «зеленых» и целого ряда либеральных партий. В борьбе за мэрское кресло ей противостоял правый политик немецкого происхождения Эйке Дитер Шмидт, экс-директор галереи Уффици. На выборах Фунаро набрала больше 60% голосов.
«Я думаю, жители проголосовали за нее, потому что видят в ней наследницу Пьеро Барджеллини – экс-мэра, который оставил после себя хорошую память. Лишь немногие избиратели ставили во главу угла религиозную принадлежность Фунаро», – сказала Аньезе Пини, главред местной газеты La Nazione. Однако антисемитизм – как бы спокойно Фунаро ни относилась к нападкам на саму себя – остается большой городской проблемой, и как новому мэру ей придется искать решение.
Сегодня во Флоренции проживают около 1000 евреев, а первые упоминания об иудейской общине в этом городе датируются XIV веком. «Мы благодарны властям, которые усилили безопасность наших объектов. Но неприятные инциденты, увы, продолжают происходить. Мы фиксируем случаи открытых оскорблений на улице, издевательств в школах, появления расистских граффити и прочие инциденты», – рассказывал осенью 2024 года Энрико Финк, президент еврейской общины Флоренции. Проблему усугубляет и общий крен в антисемитскую риторику, который имеет место быть в итальянской политике после 7 октября. Летом прошлого года «Новая коммунистическая партия Италии», отделение которой функционирует и во Флоренции, опубликовала «список сионистских агентов». В него вошли лидеры еврейских общин, израильские дипломаты и граждане Италии – в том числе политики, журналисты и бизнесмены, которые так или иначе поддержали Израиль после атаки ХАМАСа. Составители списка призвали изгонять из общественных сфер всех 150 фигурантов. Саму партию «новых коммунистов» в итальянской политике считают радикалами, но «список» все равно наделал шума. Представители еврейских общин увидели в нем угрозу безопасности и отсылку к мрачным временам Холокоста.
Фашизм прославляют и в молодежном крыле правящей партии «Братья Италии». Летом по сети разошлись ролики, на которых молодые активисты выкрикивают нацистские лозунги. Лидер партии и по совместительству премьер-министр страны Джорджа Мелони осудила поведение юных однопартийцев – но ее слова убедили не всех. «Такие настроения всегда были в Италии, просто сейчас – при ультраправом правительстве – их перестали стесняться. Что дальше? Они выгонят меня из страны, как уже было когда-то?!» – сказала 94-летняя Лилиана Сегре, пожизненный сенатор и человек, переживший ужасы концлагерей.
Другая же проблема, стоящая перед новым мэром Флоренции наряду с антисемитами, это туристы. В 2024 году город посетили, по данным местных СМИ, больше 14 миллионов человек – Флоренция стабильно входит в пятерку самых популярных городов Италии, уступая лишь Риму, Венеции и в некоторые годы Милану. Это привело к увеличению цен на недвижимость, трудностям для малого бизнеса, горам мусора и критической нагрузке на городскую инфраструктуру. Незадолго до Нового года Фунаро представила свой план борьбы с наплывом гостей. Среди прочего город очистят от ящиков-сейфов, где оставляют ключи от квартир арендодатели сайта Airbnb, ужесточат правила краткосрочной аренды жилья, введут запрет на громкоговорители для гидов и гольф-кары, в которых нередко перемещаются по городу экскурсионные группы.