Top.Mail.Ru

Песнь в горле

12.12.2025

Евреи не дают Европе спать спокойно. Петь на «Евровидении» с израильтянами отказались голландцы, исландцы и испанцы. А швейцарец вернул награду.

С момента создания в середине 1950-х годов песенный конкурс «Евровидение» всегда находился на тонкой грани между искусством и политикой. Его аполитичный фасад постоянно давал трещины, но их латали. Однако перед конкурсом 2026 года – он должен пройти в Вене – зашатался уже прямо фундамент. Ирландия, Исландия, Испания, Нидерланды и Словения приняли беспрецедентное решение о бойкоте конкурса. Все потому, что они хотели не допустить туда Израиль, но Европейский вещательный союз (EBU) делать это отказался.

Испанский вещатель RTVE был в авангарде тех, кто настаивал на проведении тайного голосования по исключению Израиля. Еще в апреле, до проведения «Евровидения-2025» в Базеле, телекомпания призывала EBU «организовать открытые дебаты по исключению Израиля из программы конкурса». Объясняли так: «Мы глубоко обеспокоены ситуацией в секторе Газа. И уверены, что нужно предоставить вещателям-членам EBU возможность высказать свое мнение относительно участия израильской общественной телевизионной станции KAN». Это было опубликовано за месяц до выступления Юваль Рафаэль – израильской певицы, выжившей в октябре 2023 года на печально известном фестивале Nova во время зверского нападения боевиков ХАМАСа.

Тогда директор «Евровидения» Мартин Грин решительно отверг призывы к бойкоту Израиля. Он напомнил, что это соревнование между общественными вещателями, а не между странами, и оно не должно использоваться как платформа для политических санкций. В итоге израильтянка успешно выступила в Базеле и заняла второе место. Однако после завершения конкурса стало ясно, что испанцы будут настаивать на своем до последнего. Буквально через пару дней после «Евровидения-2025» испанский премьер-министр Педро Санчес заявил, что больше не стоит допускать Израиль на «Евровидение». По его мнению, так мир «выразит свою солидарность с народом Палестины, который страдает от бомбардировок».

К требованию Испании присоединились Ирландия, Нидерланды и Словения. Под давлением этих стран EBU все же объявил о своих планах провести в ноябре онлайн-голосование по вопросу участия Израиля в конкурсе. Как пояснили в EBU, решение было принято из-за «беспрецедентного разнообразия мнений» по поводу участия еврейского государства. В середине октября 2025 года EBU объявил, что «ввиду последних событий на Ближнем Востоке» онлайн-голосования все же не будет – решение по Израилю будет принято в ходе очередного зимнего заседания Генеральной ассамблеи.

Прекращение огня в секторе Газа лишило антиизраильскую коалицию главного аргумента. Тогда Израиль обвинили в активном продвижении своего представителя на конкурсе. Утверждалось, что рекламное агентство правительства Израиля размещало рекламу на поисковых платформах и в социальных сетях, призывая людей голосовать за израильского участника. В этих рекламах содержались инструкции, как проголосовать до 20 раз за одну песню, что в принципе являлось максимально разрешенным количеством голосов от одного человека. Такими «манипуляциями» пытались объяснить высокие баллы, которые израильские участники получали от зрителей, в то время как профессиональное жюри давало им значительно меньше баллов. В 2025 году Израиль занял первое место по результатам зрительского голосования – и лишь 15-е по оценкам жюри.

В ответ на это Европейский вещательный союз заявил, что действия Израиля не противоречат правилам конкурса, поскольку другие страны также проводят целенаправленные рекламные кампании. Однако все же объявил о планах по ужесточению правил голосования, чтобы «ограничить влияние правительств на результаты». Их тоже обещали представить на зимнем заседании Генеральной ассамблеи.

В ожидании этого сбора ситуация накалялась. Антиизраильский квартет грозил бойкотировать конкурс, если на нем будет Израиль. Эту позицию поддержали вдобавок Бельгия, Исландия и Турция, которая является членом Европейского вещательного союза, но не участвует в «Евровидении». Против выступила Германия. Являясь одним из главных спонсоров «Евровидения», страна пообещала отказаться от участия в конкурсе в случае исключения Израиля. Поддержку Израилю оказала и Австрия, которая в следующем году будет принимать «Евровидение» в Вене. «Мы с гордостью будем организовывать следующий конкурс и хотели бы пригласить всех членов EBU, особенно, конечно, телекомпанию KAN», – заявил генеральный директор Австрийской телерадиокомпании Роланд Вайссман перед началом заседания Европейского вещательного союза. Решительно отверг любые предложения о запрете участия Израиля в конкурсе, назвав такие попытки «фатальной ошибкой», и канцлер Австрии Кристиан Штокер. Австрийские СМИ даже сообщали, что канцлер якобы отдал распоряжение директору национального телеканала ORF отказаться от проведения песенного конкурса «Евровидение», если представители Европейского вещательного союза все же решат отказать Израилю в участии.

В общем, ставки перед решающим голосованием были довольно высокими. Однако вопрос об исключении Израиля из конкурса так и не был вынесен на прямое голосование. Он являлся подвопросом в голосовании за пакет реформ, направленных на предотвращение вмешательства правительств в деятельность вещателей. Принятие этих изменений в устав «Евровидения» автоматически снимало необходимость дополнительного голосования по Израилю, тем самым оставляя его в полноправных участниках.

Предложение о принятии новых правил без голосования по вопросу участия Израиля было поддержано 738 делегатами, 264 делегата выступили против, 120 воздержались. Учитывая, что каждая страна имеет 24 голоса, только 11 стран-членов Европейского вещательного союза проголосовали за проведение прямого голосования по вопросу об участии Израиля. Согласно новым правилам, теперь один человек сможет отдать до 10 голосов через приложение или веб-сайт конкурса. А EBU будет «призывать правительства воздерживаться от проведения публичных кампаний в поддержку своих участников» и запрещать конкурсантам координировать свои действия с такими кампаниями.

«Большинство членов согласились, что нет необходимости в дополнительном голосовании по вопросу участия стран в конкурсе и что конкурс песни “Евровидение-2026” должен пройти в запланированном формате с введением дополнительных мер безопасности», – сообщили на сайте EBU сразу после голосования. И в очередной раз напомнили, что участие в конкурсе определяется членством в Союзе, а не политическими действиями правительств стран-членов. Этот же принцип лежал в основе разрешения Израилю участвовать в конкурсе и в предыдущие годы, и на любые проводимые параллели Европейский вещательный союз отвечал, что KAN не нарушал правил EBU, а значит, лишать его членства нет оснований.

Реакция последовала незамедлительно. Первой о своем решении покинуть конкурс объявила голландская телекомпания Avrotros. Она мотивировала это тем, что «участие в конкурсе в текущих условиях не соответствует тем ценностям, которые она считает важными». За ней последовала Испания – одна из стран «Большой пятерки», которая автоматически проходит в финал и является крупнейшим финансовым донором Европейского вещательного союза. Испанская телекомпания RTVE сообщила, что не только не будет участвовать в конкурсе, но и не будет транслировать финальные и полуфинальные выступления «Евровидения-2026». Ирландская телекомпания RTE заявила, что участие в конкурсе «было бы неприемлемым в свете ужасных событий в секторе Газа и продолжающегося гуманитарного кризиса, который угрожает жизням мирных жителей». Глава национального телеканала Словении RTV Slovenija также обосновала свое решение «масштабами страданий» в секторе Газа. Позже к бойкоту присоединилась Исландия. Представители бельгийского вещателя сообщили, что примут решение об участии в конкурсе в ближайшее время. А победитель «Евровидения-2024», швейцарский певец Nemo, даже заявил, что вернет EBU стеклянный трофей в форме микрофона.

Однако уже понятно, что «Евровидение» оказалось на грани беспрецедентного кризиса, разрываемое на части глобальной политикой. И организаторам предстоит приложить немало усилий, чтобы сместить фокус внимания обратно на песни, вернув атмосферу праздника, где музыка объединяет континенты, а не служит причиной для бойкотов.

{* *}