«Элефант» – по-гречески слон, потому и не удивительно, что арамейское его название звучит, как Иев – «Город Слоновой Кости». Это название дали наши единоплеменники. И не случайно. Во-первых, они обретались там в изрядном количестве, а во-вторых, люди практические, они обратили внимание на то, что слоны на острове отсутствуют, зато слоновую кость привозят из близлежащей Нубии большими партиями и торговать ею – дело выгодное. На острове стояла крепость-город, и ее задачей было охранять египетские пределы от возможных вторжений нубийцев, каковая задача и была возложена на еврейских наемников (или воинов-интернационалистов), коих пригласил в 7 веке до нашей эры фараон Псамметих II.
Надобно заметить, что задолго до того, как наши предки освоили искусство денежных оборотов и зубоврачевания, они были хорошо известны по всему тогдашнему Ближнему Востоку, как умелые и опытные воины с воинской специализацией «Охрана госграниц». Это, кстати, не противоречило и их коммерческим устремлениям: работа на таможне, растаможка там всякая входила в их прямые обязанности.
Так что, когда в следующем веке Египтом правили уже не фараоны, а персы, еврейский гарнизон продолжал выполнять свои обязанности. Евреи на Элефантине в то время делились на две категории: «баал- дегел» – солдат и «баал-кирья» –горожанин.
Именно на Элефантине произошло событие, вообще-то, в еврейской истории немыслимое: постройка храма. Как известно, у евреев Храм –один. Судя по всему, евреи Элефантины были хорошими воинами и толковыми коммерсантами, но в религиозных вопросах были людьми темноватыми.
Храм их был построен богато: с каменными колоннами и плитами из камней, крытый кедровым деревом и с пятью воротами на бронзовых петлях. Служили в нем коhaним и приносили на алтаре приносили жертвы.
На заклание шли прежде всего бараны, но на беду местное египетское население поклонялось богу Хнуму, которого изображали в виде барана или человека с бараньей головой. И принесение в жертву аналогов божества не могло не раздражать египтян. Но поскольку военная сила была в руках евреев, а египтяне были всего лишь покоренным народом, сами они с еврейским храмом поделать ничего не могли и подавали жалобы персидским наместникам.
Тут надо сказать, что персы стремились к тому, чтобы разноплеменные их наемные войска продолжали соблюдать свою религию, причем так, чтобы это не мешало уставным обязанностям. (До аятоллы Хомейни еще оставалось более двух тысяч лет…) Посему в декрете, скажем, царя Дария военнослужащим еврейского вероисповедания предписывалось отмечать Песах и четко расписывался ритуал праздника – с тем, чтобы в эти дни воинский долг исполняли другие интернационалисты на персидской службе. К примеру, арамеи или греки. Если какие-нибудь ритуалы могли помешать воинской службе, следовало получить на их проведение разрешение у персидской администрации, чтобы она могла подменить наряды и караулы.
Так вот, персидский наместник, получив жалобы баранолюбивых египтян, запросил мненме иерусалиского первосвящениика и наместника (персидского) Иудеи. Поступил ответ, что никакого храма с жертвоприношениями у евреев не может быть, кроме Храма. И в 411 году до нашей эры элефантинский храм был разрушен. Элефантинские евреи обратились с жалобой к иерусалимскому первосвященнику и были озадачены тем, что он даже не ответил на столь греховный вопрос. Однако продолжали служить верой и правдой, пока город наконец не пришел в упадок, и жители покинули его. Но это произошло не скоро: в раннехристианскую эпоху.