Недавно Еврейский музей Праги завершил работы по восстановлению Смиховской синагоги (
Smichov Synagogue), которая в годы войны была превращена нацистами в склад конфискованной у евреев собственности. Позже, уже в коммунистическую эпоху, здание обветшало до такой степени, что на его обновление потребовалось 2,2 миллиона долларов.
Вскоре в этом оригинальной конструкции здании, возраст которого насчитывает 140 лет, разместятся тысячи произведений искусства и центральный архив уцелевших документов, содержащих бесценные свидетельства о жизни еврейских общин Богемии и Моравии начиная с середины XV века и вплоть до 1945 года. Пока архивы находятся за пределами Праги и будут «заселяться» в новый дом постепенно. Событие ознаменует завершение проекта реконструкции, целью которого был поиск пристанища для многих исторических коллекций и документов, которые со временем могут пополниться и послевоенными экспонатами из еврейских общин Чешской Республики.
Директор Еврейского музея Лео Павлат (
Leo Pavlat) говорит, что после десятилетней деятельности в качестве независимого еврейского учреждения музей, наконец-то, выполнил свою задачу по созданию надежной и долговечной базы для размещения постоянных выставок и архивов. Финансируя проект при поддержке министерства культуры Чехии, музей, привлек к работе специалистов по созданию оптимальных условий для хранения произведений искусства и документов. Например, микроклимат в синагоге контролируется при помощи вмонтрированной в стены специальной компьютерной системы водяного охлаждения. В ходе восстановительных работ к зданию было пристроено новое крыло, в котором будет размещена музейная коллекция изобразительного искусства, до этого хранившаяся в менее идеальных условиях в городской Пинкасской синагоге (
Pinkas Synagogue). Собрание, большая часть которого была конфискована нацистами во время войны, сегодня включает в себя 2500 полотен станковой живописи, 7500 рисунков и гравюр, а также исторические фотографии. Сотрудники музея буквально сгорают от нетерпения и надеются начать перевозить произведения искусства буквально со дня на день.
Проект Смиховской синагоги, уже заслуживший за свои архитектурные и технологические новшества высокие оценки экспертов, не обошла стороной и критика. Некоторые посетители, например, с некоторым неодобрением высказывались по поводу использования дома молитв в качестве архива. Лео Павлат, в принципе, согласен с тем, что помещение должно, прежде всего, выполнять свою главную функцию, однако напоминает, что принять Смиховскую синагогу как оптимальный вариант пражских евреев заставили весьма непростые исторические обстоятельства:
«Многие синагоги в Богемии и Моравии после войны оказались разрушенными, а те, что уцелели, были отданы христианской церкви либо превратились в лекционные, выставочные и коцертные залы или в кинотеатры. Но поскольку в Старом городе Праги пространства для размещения постоянных выставок вполне хватает, больше выставочных помещений нам не нужно. Так что здесь вполне хватит места и для молитв».