Top.Mail.Ru

Поющие в гетто

19.11.2008

Сегодня, 19 ноября, в Лондоне состоится премьера мюзикла «Вообрази это». Новая постановка о подвигах еврейских повстанцев создана на сюжет сразу двух пьес, и, по словам создателей, «мюзикл о Варшавском гетто вовсе не затрагивает тему Холокоста».

«Это не очередной мюзикл о Холокосте. Действие происходит не в лагерях. Варшавское гетто было последним оплотом еврейской культуры в Польше. Там было полмиллиона евреев. Окруженные смертью, они находили в себе силы поддерживать огонек надежды, и ставили пьесы, танцевали и пели», — утверждает продюсер мюзикла пожилая еврейка Бетт Трахтенберг.

Премьера мюзикла «Вообрази это» состоится на сцене Нового лондонского театра. Пожалуй, это место подходит для постановки как нельзя лучше: внешний вид здания, напоминающий правительственные учреждения 1960-х годов, и его внутренняя отделка прекрасно сочетаются с бетонным полом, разбитыми окнами, железной лестницей и другими декорациями Варшавского гетто. Только группа людей, облаченных в доспехи римских легионеров, никак не вписывается в обстановку. А между тем, они здесь как нельзя кстати.

Согласно замыслу сценариста Глена Беренбойма, композиция мюзикла представляет собой «пьесу в пьесе»: основное действие разворачивается внутри Варшавского гетто в период до начала массовой депортации оттуда евреев, внутренняя же композиция построена на событиях 73 года нашей эры, когда после трех лет обороны под натиском римлян пала крепость Масада.

По словам Беренбойма, семь лет назад он услышал музыкальную зарисовку истории евреев Масады и заинтересовался этой темой. Между тем, строить на ней целый спектакль, по его мнению, было бы опрометчивым шагом. Учитывая это, Беренбойм переносит действие в Варшавское гетто, жители которого, спасаясь от тягот жизни за колючей проволокой, решают поставить музыкальное представление. Пьеса узников гетто рассказывает о стойкости защитников крепости Масада, оказавшейся последним оплотом восставших после взятия римскими легионами Иерусалима. Защитников крепости насчитывалось всего около тысячи человек, включая женщин и детей. После падения крепости защитники, не желая сдаваться римлянам, предпочитают совершить массовое самоубийство.

Рассказывая о мюзикле, автор текста поэт Дэвид Голдсмит называет его «коммерческим мюзиклом о Холокосте». Но тут же поправляет себя: «То есть об истории евреев Масады в Варшавском гетто. У нас и так достаточно мертвых евреев, и это последний спектакль на который вы пошли бы, если бы захотели посмотреть музыкальное шоу на сцене. Тем не менее, мы верим в успех».

Роберт Берг

{* *}