Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.09.2007
Современные немцы признают всю чудовищность действий частей СС, но многие до сих пор настаивают на том, что солдаты регулярной армии вермахта сражались достойно и с честью.
Не так уж и сложно понять их позицию. Сталкиваясь с огромным количеством свидетельств, немцы, как и американцы после печально известных историй с вьетнамской деревней Май Лай и иракской тюрьмой Абу Грейб, вынуждены были признать всю степень жестокости и садизма, продемонстрированных некоторыми из их «нетипичных» соотечественников в форме. Однако принять сам факт того, что чей-то любящий отец или дед, фото которого красуется на книжной полке, с удовольствием резал мирных граждан, настолько тяжело, что в ход неизбежно идет механизм психологической самозащиты, пишет «The Jerusalem Post».
Эта попытка немецкого народа защититься подверглась серьезному испытанию, когда в 1999 году в Мюнхене открылась выставка, посвященная вермахту — колыбели нацизма. Представленные на ней фотографии и письма, которые обычные солдаты вермахта посылали родным, сражаясь на восточном фронте, мало похожи на туристические заметки. На одних фотографиях изображены ухмыляющиеся немцы рядом с телами убитых мирных жителей. На других — солдаты вермахта режут бороду еврею или расстреливают группы голых женщин.
Протестовать против выставки, которая еще пять лет разъезжала по всей Германии, выходили не только радикально настроенные скинхеды, но и порядочные бюргеры, которые отказывались верить в увиденное и заявляли, что фотографии и письма подделали русские пропагандисты.
В своем документальном фильме «Неизвестный солдат» немецкий режиссер Михаэль Верховен рассматривает выставку как тест на способность немцев принять свое прошлое. Эту тему режиссер затрагивал и ранее в своих фильмах «Белая роза» и «Мерзкая девчонка».
В «Неизвестном солдате» Верховен демонстрирует некоторые особенно шокирующие экспонаты с выставки, при этом фокусируя внимание зрителей на реакции на увиденное немецких историков, ветеранов и обычных граждан. В документальный фильм также были включены особенно драматические эпизоды с демонстраций протеста против выставки.
Выбирая название для фильма, Верховен прибег к игре слов. Для большинства народов словосочетание «неизвестный солдат» вызывает ассоциации с патриотическим подвигом, но в случае с немцами такое название намекает на те неизвестные преступления, которые были совершены солдатами вермахта.
Критики неоднократно задавали Верховену вопрос: помимо немцев, как много он знает народов, которые осквернили память своих собственных солдат, сражавшихся за их страну? На что режиссер неизменно отвечает: «Я не ищу готовых ответов. У каждой страны своя история. И я занимаюсь своей».
Документальный фильм также указывает на некоторые стоящие внимания факты из архивных документов. Например, в то время как у большинства Холокост ассоциируется с Освенцимом и другими нацистскими лагерями смерти, более 40 процентов уничтоженных в годы Второй мировой войны евреев были расстрелены фашистами в районах их проживания. Из четырех миллионов погибших советских военнопленных, которые были захвачены солдатами вермахта на раннем этапе войны, половина была убита почти сразу, а остальные погибли в течение первых девяти месяцев плена. Но даже здесь военнопленных еврейского происхождения отделяли от своих товарищей и убивали первыми.
Главный же пункт обвинения в приговоре, вынесенном создателями фильма солдатам вермахта, заключается в том, что на всех оккупированных территориях именно они стали главенствующей властью и могли при желании остановить отряды СС. Но в подавляющем большинстве случаев командиры вермахта предоставляли своим «коллегам» полную свободу действий.
Ольга Лешукова