Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
27.11.2008
Холокост и коммунистический строй почти ничего не оставили от богатейшего культурного наследия польского еврейства. Еврейская община страны, насчитывавшая 3,5 миллиона накануне войны, сократилась до нескольких тысяч человек, а заброшенные синагоги рассыпаются на глазах. Сейчас еврейская община Польши слишком бедна и малочисленна, чтобы самостоятельно обеспечить их сохранение и реставрацию.
«Вопрос о сохранении памятников стоит остро. Если мы не отреагируем сейчас, через 10 лет на их месте останутся одни развалины», — утверждает глава Фонда сохранения еврейского наследия в Польше (FODZ) Моника Кравчик.
До Второй мировой войны на территории страны насчитывалось около 10 000 синагог и молитвенных домов, сегодня их всего несколько сотен, и зачастую их состояние оставляет желать лучшего.
Из 1056 еврейских кладбищ, 280 — находятся в запустении, а 376 были разрушены, чтобы освободить место под строительство новых зданий, парков, стадионов или даже просто под сельскохозяйственные поля.
«Большая часть этих объектов после Второй мировой войны были внесены в список исторических памятников, но на протяжении 60 лет для их сохранения так ничего и не предпринималось»,— объясняет Кравчик.
Еврейское культурное наследие, сохранившееся после нацистского вандализма, еще больше пострадало в первые послевоенные годы. Тогда множество зданий были полностью разрушены или перестроены до неузнаваемости.
Так, в 1961 году в наиболее пострадавшем во время войны варшавском районе Прага была снесена синагога, это было сделано, чтобы использовать бывшие синагоги и молитвенные дома в качестве пожарных станций или хозяйственных складов.
«Причиной халатного отношения к памятникам был не только антисемитизм, но и невежество в отношении еврейских традиций», — говорит профессор варшавского Института еврейской истории Ян Ягильский.
В последнее время FODZ активно включился в борьбу за сохранение польского еврейского наследия. Совместно с десятью еврейскими общинами страны (до войны их было около трех тысяч) организация занялась возвращением еврейской общине имущества, принадлежавшего ей до войны, и выплат компенсаций за разрушенные синагоги.
В отличие от Румынии, где вопрос реституции разрешился без лишних проволочек и в сравнительно быстрый срок, польские власти затягивают дело, решения о восстановлении еврейской собственности выполняются от случая к случаю.
В качестве примера можно привести город Белосток на северо-востоке Польши, где в 90-х годах местные власти продали синагогу строительной компании. FODZ подал прошение о реституции, но результата не видно вот уже семь лет.
Зато минувшим летом организации удалось вернуть еврейской общине синагогу в прикарпатском городке Ланкут. Архитектурный шедевр в стиле польского барокко давно числился в списке исторических памятников, но большую часть времени был закрыт для публики.
Недавно в городе Замосць, на родине Розы Люксембург и классика литературы на идиш Ицхока-Лейбуша Переца, усилиями FODZ началось восстановление старинной синагоги, построенной в 1610 году. Хотя более большую часть затрат на себя взяла филантропическая организация из Норвегии, найти оставшуюся сумму очень сложно.
«Это наша миссия, — говорит Моника Кравчик. — Мы должны отдать дань тысячелетней истории польского еврейства. К сожалению, в будущем здесь не будет такой же цветущей общины, как раньше. Польша была центром еврейского искусства, философии. Мы должны бережно хранить это наследие».
Роберт Берг