Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
22.04.2013
Сотни гостей, включая множество журналистов и представителей дипломатических ведомств разных стран, принимали участие в проходившей 19-го апреля церемонии открытия Музея истории польских евреев в Варшаве, приуроченной к 70-летию начала Восстания в Варшавском гетто.
Несмотря на то, что постоянная экспозиция музея, создание которого обошлось в 100 млн долларов, пока недоступна, гостям было на что посмотреть. В первую очередь — на само музейное здание, построенное в причудливо-футуристическом стиле по проекту финского архитектора Райнера Махламаки. Вниманию участников церемонии был предложен также документальный фильм, посвященный одному из участников восстания, Симхе Ротему, награжденному на минувшей неделе высшей степенью Ордена возрождения Польши (Polonia Restituta).
Многие из посетивших музей в день его открытия прикрепили к своей одежде желтый бумажный цветок. По словам израильтянина Хагая Коэна, живущего в Варшаве и работающего на Польском национальном радио, этот цветок не имеет отношения к нарукавным повязкам с шестиконечной звездой, которые носили евреи в районах, контролируемых нацистами. «Он стал символом Варшавского гетто после того, как одна из его обитательниц подарила такой цветок одному из командиров восстания, Мареку Эдельману, спасшему ее ребенка», — отметил Коэн.
Экспозиция музея, которая полностью откроется для посетителей через несколько месяцев, базируется главным образом на всевозможных мультимедийных инсталляциях, и одним из немногих «реальных» объектов станет реконструкция искусно расписанного деревянного купола синагоги XVII столетия из галицийского местечка Гвоздец (ныне Ивано-Франковская область Украины).
Искусно выполненные фрески в нежно-молочной и коричневатой гамме изображают знаки Зодиака, различные животные и растительные орнаменты, дополненные изречениями из Торы. По словам программного директора музея, Барбары Киршенблат-Гимблет, некоторые изображенные на куполе животные выражают мессианские надежды, весьма распространенные среди польского еврейства в XVII веке.
«Расписанный потолок представляет собой яркий пример интенсивной культурной жизни польских евреев. Этот экспонат показывает, что евреи являлись не только народом Книги, но у них также были развиты визуальные искусства», — подчеркнула Киршенблат-Гимблет.
Восемь залов музея в хронологическом порядке познакомят посетителей с тысячелетней историей проживания евреев на польской земле. Наиболее масштабной является экспозиция, посвященная Холокосту.
«Наш музей не претендует на то, что он представляет истину в последней инстанции, мы не даем ответы на спорные вопросы. Скорее, мы призываем посетителей размышлять и вступать в полемику», — пишет в обращении к посетителям и.о. директора музея Анджей Цудак.
В постоянную экспозицию включены лишь около 250 реальных артефактов, основной же акцент сделан на мультимедийной составляющей. «Наш музей рассказывает историю, а не показывает артефакты. Конечно, посещение нашей экспозиции не сможет заменить визит, скажем, в мемориал Освенцима», — говорит координатор музея израильтянка Нили Амит.
Украшением музея, по убеждению Амит, станет коллекция картин известного польского художника Мауриция Готтлиба, много писавшего на еврейские темы. Собрание было одолжено новому музею Институтом Вейцмана в Реховоте.
До начала Второй мировой войны в Польше проживало 3,3 млн евреев. Почти 90 процентов из них погибли в годы Холокоста, а подавляющее большинство спасшихся эмигрировали в послевоенные годы — не в последнюю очередь из-за сохранявшегося в стране антисемитизма.
Музей, который распахнет свои двери для посетителей только в будущем году, расположен напротив Мемориала героям Варшавского гетто. «И если мемориал повествует о геноциде евреев Польши, то исторический музей рассказывает об их жизни. Наш музей — это мост между людьми разных поколений и национальностей. История евреев Польши не ограничивается лишь Холокостом. Она началась 1000 лет назад и продолжается сегодня», — говорится в буклете для гостей музея.
Роберт Берг