Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
28.01.2010
Остров Крит. Январь 2010 года. Две террористические атаки на местную синагогу с промежутком в несколько дней показали: Турция — не единственная средиземноморская страна, зараженная антисемитизмом.
Злоумышленники дважды с начала года нападали на синагогу «Эц Хаим», расположенную в городе Ханья на Крите. Поджоги 5 и 17 января причинили зданию значительный ущерб. Синагога была заброшена более 50 лет, поскольку почти все местные евреи погибли в Катастрофе. В 1999 году здание было отреставрировано. Попыткам уничтожить единственную синагогу Крита предшествовал акт вандализма на еврейском кладбище города Янина в Северо-Западной Греции.
Попустительство по отношению ко всем этим актам вандализма доказывает безразличие греческого общества к проявлениям антисемитизма. Особенно показательны в этом отношении поджоги на Крите: синагога была спасена благодаря самоотверженности иностранных иммигрантов. Сторож синагоги, албанец, и живущий неподалеку марокканец приняли самое активное участие в ликвидации пожара, тогда как коренные жители-греки продемонстрировали поразительное безразличие, и это несмотря на то, что огонь угрожал их жилищам.
Мирно спящие люди, не обращающие внимания на горящую синагогу, — это индикатор, наглядно демонстрирующий, что уровень антисемитизма в Греции зашкаливает. В стране насчитывается 11 миллионов жителей, пять тысяч из которых — евреи. Лишь немногие греки решительно не приемлют антисемитизм. Безразличие большинства неудивительно. Школьная программа и популярные СМИ замалчивают тот значительный вклад, который евреи внесли в историю Греции. Большинство греков не подозревают, что в Салониках, втором по величине городе страны, вплоть до нацистского геноцида большинство населения составляли евреи. При освещении событий Холокоста греческие историки уделяют внимание прежде всего «позитивным эпизодам» — спасению греками небольшого числа афинских евреев. Тот же факт, что 80 процентов еврейского населения были депортированы в лагеря смерти, всячески замалчивается.
Подобным заблуждениям вольно или невольно потворствуют греческие и иностранные ученые, которые не занимаются исследованием такого, например, явления, как сотрудничество греческого населения с нацистскими оккупантами.
Большинство греческих политиков не считают антисемитизм серьезной проблемой. К достойным уважения исключениям можно отнести бывшего премьер-министра Константиноса Мицотакиса, уроженца Ханьи. Он решительно осудил антисемитские инциденты, произошедшие в его родном городе. Однако больше никто из политиков первого ряда поджоги синагоги не осудил. И все это несмотря на усилия Американского еврейского комитета (АЕК), призвавшего национальных лидеров осудить антисемитские эксцессы.
Напротив, заявление АЕК подействовало на некоторых политиков совершенно превратным образом: многие посчитали, что их страну пытаются унизить. Хотя некоторые не самые влиятельные общественные деятели заявили о своем осуждении атак на синагогу, политики общенационального масштаба их не поддержали.
Возможно, кое-что в общественном созгнании в последнее время меняется к лучшему. В декабре прошлого года несколько сот жителей Янины окружили еврейское кладбище, образовав вокруг него живое кольцо. Таким образом они выразили протест против возможного повторения актов вандализма. Группа молодых историков в Салониках изучает массовое расхищение принадлежавшего депортированным евреям имущества.
Те кто публично заявили о своем осуждении антисемитизма поняли одну важную вещь: антисемитизм вредит не только евреям, но и неевреям тоже. Та горстка евреев которая сохранилась в стране до настоящего времени служит большинству населения живым укором в равнодушии: ведь благодаря попустительству большинства нацисты смогли депортировать в лагеря смерти почти все еврейское население страны.
Николай Лебедев