Top.Mail.Ru

На Балеарах вспомнят евреев

05.05.2011

На Балеарских островах, имеющих статус автономной провинции Испании, евреи жили с античных времен. После завоевания континентальной Испании арабской династией Альмохадов в XII веке многие евреи бежали оттуда на острова. С XIII века Балеары принадлежали королевству Арагон. В то время имела место интенсивная еврейская иммиграция из Южной Франции, Египта и других средиземноморских стран. К XIV веку на Балеарах насчитывалось около тысячи еврейских семей.

В XV веке значение Мальорки как центра международной торговли снизилось. Евреи начали покидать остров. Попытки арагонских королей династии Трастамара переселить на острова евреев из своих континентальных владений успехом не увенчались. К тому же в 1435 году по острову распространился кровавый навет, и тогда евреи стали уезжать еще более активно.

После того как в 1492 году был принят эдикт об изгнании евреев из Испании, они могли остаться на островах только крестившись. Большинство еврейского населения покинуло Балеары и переселилось на территорию современного Алжира. Но многие семьи все же крестились и остались на островах. Таких выкрестов презрительно называли «шуэтас» (свиноеды).

Шуэтас, несмотря на свою формальную принадлежность к католицизму, не допускались на государственную службу. Тотальное отторжение шуэтас христианской средой неизбежно толкало их назад к еврейству и тайному соблюдению (в той или иной степени) предписаний иудаизма. Шуэтас не допускались в гильдии ремесленников, на кладбище у них был свой особый участок. Судьба этих отверженных прекрасно описана известным испанским писателем Висенте Бласко-Ибаньесом в романе Los muertos mandan («Мертвые повелевают»). Только в конце XVIII века шуэтас получили формальное равноправие.

Шуэтас Балеарских островов традиционно занимаются ювелирным делом (большей частью серебряных дел мастера), а также торговлей. Часть из них до настоящего времени проживает в Пальме в особом квартале, где у них есть своя отдельная церковь — церковь святой Евлалии. Они продолжают существовать как отдельная группа в значительной степени в результате старых предрассудков, все еще господствующих среди местных жителей. Если в первые столетия после насильственного крещения большая часть шуэтас в субботу не варила пищу и воздерживалась от работы, а в Песах не ела хлеб, то с каждым поколением связь с древними устоями ослабевала.

Сегодня в Пальме-де-Майорке состоится официальная церемония в память о местных евреях, преследовавшихся инквизицией и государственной властью. Президент Балеарских островов Францеск Антич Оливер примет участие в мемориальной церемонии, приуроченной к годовщине казни 33 местных жителей, обвиненных инквизицией в 1691 году в тайной приверженности иудаизму.

«Мы не знаем, будут ли власти приносить официальные извинения, но, по крайней мере, радует уже то, что подобная церемония вообще состоится», — заявил глава организации «Шавей Исраэль» раввин Михаэль Фройнд, по чьей инициативе и будет почтена память жертв инквизиции.

Хотя современные шуэтас уже по сути утратили связь с религией предков, они продолжают подвергаться дискриминации со стороны местного населения. Большинство потомков марранов хотя и знают о своих еврейских корнях, особого интереса к иудаизму не испытывают. Однако несколько человек из числа шуэтас вернулись к иудаизму, в их числе Нисан Бен-Авраам, который прошел гиюр в Нью-Йорке и в настоящее время исполняет на Балеарских островах обязанности раввина.

Организация «Шавей Исраэль», помогающая потомкам евреев во всем мире вернуться к своим корням, работает на Балеарах уже много лет. В прошлом году ее глава Михаэль Фройнд предложил провести церемонию памяти жертв инквизиции. «Беседуя с властями провинции, я спросил, приносили ли они еврейскому сообществу и шуэтас, которые подвергались ужасной дискриминации, извинения. Я предложил принести официальные извинения и включить историю шуэтас в курс изучения истории родного края», — рассказал раввин.

В течение последнего десятилетия в Испании было открыто множество еврейских музеев, реставрируются старинные синагоги и другие объекты еврейского наследия. Многие скептики утверждают, что все это делается не из желания увековечить памятники прошлого, а из корыстного интереса: ради привлечения туристов и получения помощи от международных еврейских организаций. Фройнд полагает, что в данном случае никакой корысти быть не может: «Пальма и так является знаменитым курортом международного значения, привлекающим множество туристов. Я думаю, местные власти хотят признать ошибки прошлого, а сделать это — никогда не поздно!»

Николай Лебедев

{* *}