Правительство Испании отказывается обсуждать заявление гражданина Америки о том, что он является законным владельцем шедевра импрессионизма, украденного нацистами и выставленного на данный момент в испанском музее Thyssen-Bornemisza Museum. Музей явно гордится тем, что владеет произведением искусства, картиной "Rue St.-Honorй, Aprиs-Midi, Effet de Pluie", созданной Камилем Писсарро в 1897 году.
В книге “Произведения искусства”, посвященной лучшим работам коллекции Thyssen, придается большое значение картине Писсарро и говорится: “Связь между модернизацией Парижа, завершенной во времена Наполеона III, и новым импрессионизмом наиболее ярко представлена в этой картине”. Но музей практически не упоминает о бывших владельцах картины. В каталоге музея можно прочитать: “Галерея Джозефа Хана, 1976, коллекция Thyssen”, а почти 80 лет истории упущены”.
81-летний Клод Кассирер, бывший фотограф из Сан-Диего, может заполнить этот пробел, по крайней мере, на первые 40 лет. Будучи ребенком, он часто играл в доме бабушки в Германии, где эта картина висела на самом почетном месте, пока она не была конфискована нацистскими агентами. Но, несмотря на заявление президента относительно картины Писсарро, правительство Испании считает, что музей является законным владельцем, и любое заявление должно быть рассмотрено на суде. Этот ответ вызвал волну возмущения у американских юристов, ознакомленных с заявлением.
“Реакция правительства Испании удивляет, — говорит Чарлз Голдштейн, адвокат Роналда Лаудера, главы комиссии по возвращению предметов искусства, базирующейся в Нью-Йорке. – Почему правительство, которое уже издало закон относительно возврата имущества, отобранного во времена Холокоста, отказывается обсуждать этот вопрос?”
Адвокаты, помогающие разработать требование Кассирера, отмечают, что Испания агрессивно предъявляющая иски относительно возврата испанских произведений искусства, подписала, по крайней мере, четыре международных соглашения по возврату конфискованных предметов искусства их законным владельцам. Три соглашения касаются жертв Холокоста. Принципы соглашений, принятые в декабре 1998 года в Вашингтоне, требуют от государств действовать “быстро и принимать справедливые решения”. На форуме, прошедшем в Вильнюсе (Литва) в октябре 2000 года, было сделано обращение ко всем государствам “предпринимать все разумные усилия, чтобы достичь реституции ценного имущества, отобранного в эпоху Холокоста, законным владельцам”. Европейская резолюция № 1205 от 1999 года гласит: “Государственные учреждения, владеющие некогда украденными у евреев предметами искусства, должны их возвратить или выплатить компенсацию, покрывающую рыночную стоимость имущества”. Рыночная стоимость картины Писсарро может составить 6 миллионов долларов, хотя члены семьи Кассирера полагают, что она может быть оценена и выше.
“Картина также представляет большую эмоциональную ценность, — говорит Кассирер. – Все было потеряно в Европе, моя семья, моя жизнь. Будучи ребенком, мне нравилось играть в комнате, где висела эта картина. Она была частью моей жизни. И только по этой причине я хочу возвратить картину”.
Прабабушка Кассирера Джулиус Кассирер купила работу у Дюрана Руэля, парижского дилера Писсарро, буквально спустя несколько месяцев после того, как она была написана. Кассиреры, семья издателей и владельцев галерей, импортировали большое количество импрессионистских работ в Германию. Таким образом, картина Писсарро была унаследована сыном Джулиос Фридрихом, а после его кончины в 1927 году она перешла его жене Лилли, состоявшей в дальнем родстве с Кассирерами. Мама Клода скончалась от пневмонии, эпидемии, охватившей послевоенную Европу. Детские годы Клода прошли в доме бабушки Лилли, и он хорошо помнит картину.
Хотя Клод Кассирер со своим отцом переехали в Англию вскоре после того, как Гитлер пришел к власти, Лилли со своим вторым мужем Отто Нойбауэром остались в Мюнхене. Но в 1939 году, перед вылетом в Англию, нацисты силой конфисковали картину. Кассирер говорит, что гестапо продало картину в 1943 году на аукционе. После войны Лилли Кассирер потребовала возвращения картины, и в 1958 году правительство Западной Германии признало ее законным владельцем работы Писсарро, выплатив ей при этом 120 000 немецких марок за причиненные страдания. По соглашению ей принадлежали все права на владение картиной, но она скончалась в 1962 году, так и не получив картину. Все наследство Лилли оставила Клоду.
Спустя почти 40 лет один из друзей Клода Кассирера купил книгу о художнике Писсарро, где была помещена фотография той самой картины "Rue St.-Honorй". “Мы сильно взволновались, когда обнаружили это, — рассказывает Кассирер. – Это было в 2000 году, и с тех пор мы боремся”.
Испанские адвокаты при комиссии по возвращению предметов искусства заявили, что предъявили требование и соответствующую документацию министерству культуры Испании и администрации фонда музея Thyssen, государственного учреждения, организованного в 1993 году. Фонд выкупил у барона Ганса Генриха коллекцию Thyssen за 338 миллионов долларов. Фонд Thyssen в ответ на требование прислал факс, в котором говорится, что барон приобрел картину легальным путем.
Представители министерства заявили, что за картину несет ответственность фонд. 8 из 12 членов совета фонда были назначены правительством, а председателем является министр культуры. Музей Thyssen отказался давать интервью, хотя его куратор Томас Лоренс заявил: “Советники при музее рассмотрели требование и убедили нас в том, что у него нет никакой законной основы, ответ мы передали Кассирерам”. Министерство отказало в просьбе взять интервью у министра и трех представителей фонда Thyssen.
Представитель министерства заявил, что для требований Кассирера нет законной основы, объяснив, что он переходит статус ограничений, и предложил Кассиреру подать судебный иск.
Но мадридские юристы считают, что не было никакого статуса ограничений, так как дело подпадает под закон о геноциде, а криминальный и гражданский кодексы Испании требуют реституции украденного имущества. “Мы пытаемся не довести дело до суда, а исполнить это согласно различным международным соглашениям, подписанным Испанией, — Говорит юрист Хуан Пикон. – Но мы считаем, что их аргументы будут легко опровергнуты”.
Испанский дипломат, который руководил делегацией в Вашингтоне и Вильнюсе, получил должность за границей, а министерство иностранных дел отказалось это прокомментировать.
Но мистер Кассирер человек решительный. После получения образования в Англии он поехал в послевоенную Францию. Путешествуя с немецким паспортом в кармане, отмеченном буквой Е (обозначающей национальную принадлежность), он был интернирован как вражеский союзник, но ему удалось выбраться в Марокко. Там он подхватил брюшной тиф и после выздоровления переехал в Соединенные Штаты.
“К счастью, я всегда был на шаг вперед Гитлера, — говорит он. – Но это удавалось нелегко. Двое моих детей тоже собираются бороться за картину. Поэтому не думайте, что это дело умрет вместе со мной”.