Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
31.03.2008
В этом месяце в Художественном музее Базеля открылась выставка работ художника Хаима Сутина. Он совсем неизвестен у себя на родине, в Белоруссии, но при этом картины его мечтают заполучить все галереи мира.
Хаим Сутин родился 13 января 1893 года в деревне Смиловичи, под Минском, в многодетной семье еврейского портного. Религиозные родители негативно оносились к увлечению сына живописью и единственным шансом реализоваться для молодого человека, одержимого рисованием, было уехать из России во Францию, что он и сделал при первой же возможности – в 1913 году.
Как и многие другие евреи, приезжавшие во Францию из Восточной Европы, Сутин нашел прибежище в «Улье» – странноприимном доме для художников-бунтарей со всего света. «В «Улье» Вы либо околевали от голода, либо становились знаменитыми», — писал об этом месте Марк Шагал, с которым, как и со многими другими, включая Модильяни и Жака Липшица, Сутин работал в этом странном месте.
Он не загонял свое творчество в рамки какого-либо направления: кубизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм – все это было чуждо ему. В то время как художники-модернисты старались запечатлеть мгновенность, быстротечность, Сутин сосредоточился на вечности. Художник писал картины в особенном, одному ему присущем стиле, наполняя их собственным видением мира. Одним из главных мотивов его творчества стало ощущение жизни как постоянной душевной боли и умение сострадать.
Он испытывал болезненное влечение к красному. При виде окровавленных мясных туш Хаим впадал в экстатическое оцепенение. Его мастерская была неподалеку от знаменитых парижских боен, и Сутин, забравшись на крышу дома, подолгу заворожено смотрел, как дюжие работники сначала волокут упирающихся мычащих животных в специальное помещение, а затем выносят оттуда страшные кровавые туши.
Многие могут увидеть в этом проявление жестокости и извращенности характера, однако в случае Сутина все было как раз наоборот: освежеванная и распятая бычья туша стала для него символом безвинной и насильственной смерти, этот мотив не раз появлялся на его картинах.
Парадоксально, что в творчестве Сутина прекрасно сочетались мечтательность и традиционализм. Он оставался абсолютно холоден к одному из главных достижений модернизма – к свободе выбора темы – и в своем творчестве прибегал только к традиционной триаде: натюрморт, пейзаж и портрет.
На выставке, открывшейся в Художественном музее швейцарского города Базель, представлено около 60 работ Сутина, привезенных из частной коллекции Им Оберштега.
Помимо авторских картин на экспозиции также представлены работы Шагала, Модильяни, Утрилло, Пикассо, Брака и Мунка. Такая подборка ясно показывает, что Сутина волновали те же вопросы, что и его современников, и к тому же она представляет новый взгляд на Сутина как на центральную фигуру на пересечении различных художественных течений того времени.
При подготовке материала использована статья Юлии Корольковой «Хаим Сутин. Страсть к красному».
Оксана Ширкина