Top.Mail.Ru

Израиль в стиле хип-хоп

01.10.2002

2002 год запомнится как время выдвижения на авансцену хип-хопа, который предоставил молодежи новый способ выражения политических и социальных взглядов. Но почему это происходит именно сейчас?

5762-й год по еврейскому календарю стал годом, когда завершилась революция израильского рэпа. Год изобиловал признаками того, что рэп стал центральным течением еврейской вокальной музыки. Мук Е (Дэнни Нив) завоевал все радиоволны своей песней “Все говорят о мире” ("Everyone is talking about peace") из альбома “Шема Исраэль” ("Shema Yisrael"). Первый альбом Subliminal (Подсознательный) Коби Шимони стал одним из самых продаваемых этим летом, а его создатель — самым популярным молодым певцом года. Прическа в стиле африканских косичек (раст) стала так же популярна в среде юных израильских рэпперов, как и завитки Дэвида Бэкхема. Переломный момент наступил в самом начале года, когда группа “Hadagnahash” выпустила песню “Числа”, которая стала часто звучать на местных радиостанциях.

Необычайный успех “Чисел” на консервативном радио Израиля напрямую связан с социально-политическим климатом в стране. Текст песен касается самых актуальных проблем. В “Числах” выражено то, что чувствует сегодня среднестатистический житель Израиля, то, что не разрешается произносить дикторам и комментаторам. Если вспомнить, какого рода песни выполняли роль общественного рупора в прошлом, то можно понять, какой статус завоевал в этом году рэп. “Несомненно, рэп и хип-хоп – это стили, наиболее подходящие для выражения ситуации в стране, — объясняет Шаанан Стри, солист группы “Hadagnahash”. – Я думаю, что выбор радио продиктован насущной необходимостью. Это то, что сейчас хотят услышать люди. Израильский хип-хоп добился признания”.

Что хотят слушать сегодня израильтяне? Мук Е дал на этот вопрос недвусмысленное разъяснение: “Многие пишут завуалированные и амбициозные песни. Хип-хоп позволяет говорить о реальности на уровне гуманности. Песня “Все говорят о мире” была написана в начале 2001 года, и я надеялся, что она станет популярной. Песня написана как предупреждение, но я был удивлен, как она хорошо подходит тому, что сейчас происходит в стране”.

Эта злободневность – лишь частичное доказательство популярности рэпа. В отличие от Стрита, Мук Е не уверен, что если песня часто прокручивается на радио, то это признак успеха. Он полагает, что успех измеряется продажей альбомов. “Наш альбом “Shabak Samech” приближается к золотой отметке, мы продали в прошлом году в два раза больше аудиокассет и дисков, чем за пять лет. Поэтому, я думаю, интерес к хип-хопу в этом году заметно возрос”.

Участник группы “Hadagnahash” Коби Оз находит связь между “созреванием” хип-хопа и политической ситуацией в стране: “Для хип-хопа важно плыть в русле политической ситуации. Создатели израильского хип-хопа начинают возвращаться на улицу. Они пытаются выразить идеи полно и завершенно: хип-хоп допускает прямоту высказывания и законченность выражения”.

Поговорим о человеке, который благодаря своим песням стал самым популярным певцом в Израиле. Это израильский Эминем – Subliminal. Через две недели после записи было распродано 10 000 копий его первого альбома “Свет и тень” ("Light and Shadow"). Этот рэппер мужественно выходит за рамки общепринятого, используя фразы наподобие “страна колеблется так же, как сигара во рту Арафата”. Слова из первого сингла "Divide and Conquer" таковы: “Они меня преследуют, все враги объединились, они хотят меня сломить, мы вынянчиваем и вооружаем своих собственных врагов… Вместе мы смогли бы выжить, по отдельности мы погибнем”. Журналист Гал Оховски написал по этому поводу в газете “Маарив” (“Ma'ariv”): “Это первая патриотическая песня второй интифады… “Divide and Conquer” заставит вас содрогнуться”. А Ниссан Шор на одном из веб-сайтов утверждает, что песни Subliminal позорны, его идеи профашистские, и удивляется, почему любители хип-хопа не изгоняют его из своих рядов.

Но 23-летний Subliminal, житель Тель-Авива, не расстраивается по поводу подобных замечаний: “Многие из среды шоу-бизнеса не согласны с моей точкой зрения, но они все соглашаются с тем, о чем я пою”. Его самонадеянность подкрепляется спонсорским контрактом, по которому он записывает песни вместе со свои партнером "The Shadow" (Йоав Элиази) (Yoav Eliasi) в известной студии “Helikon”. Я назвал себя Subliminal поскольку это знак того, что происходит под поверхностью. В моих песнях всегда содержатся скрытые послания и субтексты”. На какой уровень можно поставить израильский рэп? Можно ли уравнять с американским или французским рэпом? “Мы должны согласиться с феноменом рэпа, но надо учесть и то, что между Израилем и развитыми индустриальными странами все еще существует огромная брешь, — говорит Амос Харель, который пишет для “Ха-арец” о тяжелой музыке (в то же время он является военным корреспондентом газеты). – Израильский хип-хоп и рэп сейчас преодолевают барьер популярности, это уже само по себе большой прогресс. Хип-хоп, по сути дела, является стилем, позволяющим максимум свободы выражения но это легко может привести к небрежному результату, работе, которая выполнена не вполне грамотно. Мы являемся свидетелями, главным образом, только начинаний”.

Среди местных рэпперов он выделил группу “Hadagnahash”: “По-моему, они единственные, кто способен показать разумную связь между музыкой, ритмом и смыслом песен. Муку Е еще предстоит поучиться, но он подает неплохие надежды. Я думаю, что его музыка поначалу была ужасной, но время идет и он меняется”.

Своеобразную претенциозность Subliminal он находит весьма интересной: “Он акцентирует внимание на социальной тематике, на которую большое влияние оказал зарубежный рэп. Солдаты часто его слушают. Песни Subliminal по-настоящему волнуют 19-летних призывников. Если остановить солдата и спросить, о чем он думает, то окажется, что певец выразил это в своих песнях. Его песни – мгновенные озарения, но их музыкальный аспект недостаточно хорош”.

Харель напоминает, что путь рэпа в Израиле прошли уже многие поп-рынки за пределами США: “Подобная эволюция рэпа происходит практически во всех странах мира, которые ставят хип-хоп на такой же уровень, как и Израиль. Но развитие рэпа в Израиле еще недостаточно впечатляющее. Мы пока находимся в начале пути: каждые 10 создающихся рэп-групп дают возможность выделиться одной или двум стоящим”.

Марина Костылева

{* *}