Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
15.09.2005
После своего автобиографического романа «Рассказ о любви и тьме» израильский писатель Амос Оз решил обратиться к принципиально иному жанру и написал историю, адресованную как детям, так и взрослым. Новая книга писателя под названием «Питом бэомэк аяар» («Вдруг, в глубине леса») вышла недавно в издательстве «Кэтэр». Изначально она планировалась как детское издание, однако потом издатель решил оформить обложку таким образом, чтобы привлечь интерес более широкой читательской аудитории.
Кажется, что Оз решил отойти от привычной ему личной, национальной и реалистической тематики. В этой книге писатель обращается к жанру фантастики и затрагивает важную социальную проблему: отношение к тем, кто считается «другими» в обществе, страдающем, как формулирует этот «недуг» сам автор, «болезнью презрения к другим и надсмехательством над ними».
В центре повествования — двое детей, которых зовут Миа и Мати и которые растут в затерянной в лесах крошечной деревушке. Однажды, после странного происшествия, о котором никто не осмеливался говорить, из деревни исчезли все животные. Миа и Мати решают пойти в лес и узнать, что же произошло и кто этот ночной демон, которого боятся их односельчане.
Оз посвятил книгу своим внукам — Даяну, Надаву, Алону и Яаэль, которые, по его словам, помогли ему написать эту книгу. «Я рассказываю моим внукам всяческие истории, — говорит он в интервью “Haaretz”, — и они не просто сидят и слушают, они по ходу улучшают их. В книге — одна из таких историй, которые я рассказывал им, и они вернули ее мне с процентами. У них возникли собственные идеи и предложения, так что это практически совместный продукт, мой и моих внуков, как, впрочем, и их родителей, продукт целого семейства».
На вопрос, сравнивает ли он своих внуков с собой в их годы, писатель отвечает: «Думаю, они воспитывались лучше, чем я. Мои родители были беженцами, ужасно запуганными, очень несчастными из-за своей участи людьми, которые не могли найти своего места. Все это испытывали они, но меня это касалось меньше, и еще меньше это касается моих детей и внуков. Они свое место найти могут. Это, впрочем, не означает, что они живут в гармонии с происходящим вокруг или с тем, что взрослые проголосовали за то или иное правительство, но они полностью отсюда, из Израиля. И это — главное отличие».
Амос Оз давно хотел написать сказку. «Меня удерживало лишь то, что легенды — это нечто сладкое, а мы живем в горький период, — говорит он. —Почему бы мне не сесть и не написать о том, что происходит в Хевроне, Джабалии или прямо здесь. Когда я писал эту сказку, то чувствовал приступы вины, но даже если бы я не писал этого, я бы все равно их не избежал. Не самая лучшая ситуация, когда единственным способом писать о реальности остается документалистика».
Новая книга лишь немногим перекликается с предыдущими произведениями писателя. Одним из таких объединяющих моментов является, пожалуй, тема общества, которое наказывается за непристойное поведение. Отвечая на вопрос о том, что именно он имел в виду, говоря об обществе, пораженном «болезнью презрения к другим и надсмехательством над ними», Оз говорит: «Сегодня многое осмеивается и многое презирается. Возможно, когда мы разочарованы тем, что действительность не оправдывает наших ожиданий, мы склонны высмеивать тех, кто думает, что действительность идет с ними в ногу».
В конце августа этого года Оз получил престижную премию Гёте в Германии. «Я действительно люблю получать премии, и тот, кто говорит вам иначе, лукавит, — говорит писатель. — Принимать награду всегда приятно, но всегда где-то глубоко в душе сидит этот маленький червячок, который твердит тебе, что это неправильно, что мне дали приз за то, что я сделал бы даже в том случае, если бы меня за это оштрафовали. С тем же успехом можно наградить премией человека за то, что он дышит? Я не могу не писать еще с детства. И если бы вместо госпремии Израиля или премии Гёте, был бы государственный штраф Израиля или штраф Гёте, я бы уплатил все штрафы и продолжил писать».
Йорам Шпыркин