Top.Mail.Ru

Медовый месяц закончился

18.06.2001





После вчерашнего заседания кабинета министров стало ясно, что медовый месяц премьер-министра Ариэля Шарона и министра иностранных дел Шимона Переса подходит к концу. Правительство, призванное разрешить конфликт на Ближнем Востоке, провести реформы и стабилизировать ситуацию, было сформировано только три месяца назад. Однако сейчас становится ясно, что ключевые фигуры в этом правительстве совершенно по-разному смотрят, как на ситуацию в регионе, так и на пути выхода из кризиса.

Известно, что последнее заседание израильского кабинета министров проходило достаточно напряженно. В ходе обсуждения вопроса о ближневосточном урегулировании, Перес довольно резко заметил Шарону, что "не собирается быть его клерком, и беспрекословно исполнять все его указания". Судя по всему, разногласия между премьером и главой МИДа возникли по поводу дальнейшей стратегии ведения переговоров с палестинцами. Шимон Перес предложил схему, согласно которой необходимо организовать встречу Ясира Арафата, генерального секретаря ООН Кофи Аннана и самого Шимона Переса. Ариэль Шарон отверг эту идею, так как считает, что переговоры сейчас вообще вряд ли возможны, поскольку не прекращаются обстрелы мирных кварталов Израиля и вооруженные стычки в поселениях. Таким образом, Шарон остается верным своему принципу: никаких переговоров под пулями.

В свою очередь, на совместной пресс-конференции с Кофи Аннаном Шимон Перес заявил следующее: "Ни для кого не секрет, что в правительстве есть две различные точки зрения, два видения ситуации. Так было всегда: нам не легко было найти общий язык в прошлом; не легко будет прийти к компромиссу и сейчас. Но я надеюсь, что мы сможем выработать общую стратегию".

Между тем разногласия на заседании кабинета министров возникли еще и потому, что Перес начал активно защищать итоги переговоров в Осло. По словам одного из министров, речь его звучала действительно странно, так как из нее следовало, что на этих переговорах не было ни одной неудачи, и что они стали настоящей панацеей. Перес хочет добиться, чтобы стороны прислушались к плану Тенета, и сделали все возможное для его реализации, а затем воплотили бы в жизнь то, что предложено в докладе Митчела. При этом Перес заявил, что на данном этапе нужно воздержаться от требования арестовать активистов террористических группировок "Хамас" и "Исламский Джихад".

Министр строительства Натан Щаранский полагает, что подобные заявления напоминают точку зрения Арафата, который постоянно твердит, что не может контролировать радикальные группировки и при этом угрожает Израилю. По словам Щаранского, слышать подобные слова из уст министра иностранных дел было довольно странно.

Далее заседание превратилось в обсуждение двух позиций — Шарона и Переса. Некоторые участники заседания приняли точку зрения министра иностранных дел. Так, министры туризма и промышленности заявили, что следует ослабить давление на палестинцев, облегчить им въезд в Израиль, сделать регион свободной зоной, дружественно отнестись к соседям.

Другие, например, Натан Щаранский, напротив, придерживаются точки зрения Шарона. Их позицию вполне можно понять: действия правительства должны быть последовательны, и нежелание палестинской стороны выполнять мирные соглашения и не прекращающиеся провокации боевиков никак не могут быть причиной уступок. По мнению представителей этой части кабинета, Шарону ничего не остается делать, как придерживаться прежней политики. В данной ситуации ему приходится выбирать между плохим (продолжением конфронтации) и очень плохим (когда Арафат решит, что с Израилем можно говорить с позиции террора).

Материал подготовил

Михаил Гененский




{* *}