"Ловушка" ожидает превышающих максимально допустимую скорость и за первым поворотом, и за вторым, и за третьим. Созданная израильскими инженерами система круглосуточного наблюдения за всеми шоссейными дорогами страны не только предоставляет полиции полную картину автомобильного движения, но и позволяет автоматически, без всякого снисхождения, начислять нарушителям штрафы.
Система ТЕЛЕМ, разработанная фирмой "Тракон системс Лтд.", основана на двух чувствительных датчиках, вмонтированных в шоссе в метре друг от друга и соединенных с компьютером. Скорость транспортного средства, проезжающего над этими линиями, измеряется по каждой оси, что позволяет определить и скорость, и ускорение — жизненно важные параметры в случае соблюдения законности.
Д-р Шимон Коэн-Сиван, инженер, разработавший это устройство, говорит, что оно не только позволяет безошибочно устанавливать скорость движущегося транспорта, но также и вылавливать "сидящих на хвосте" у впереди идущей машины. Как свидетельствует статистика дорожных катастроф, в Израиле в три раза больше серьезных аварий происходит из-за несоблюдения необходимой дистанции между транспортными средствами, чем из-за превышения скорости. Та же система с некоторыми дополнениями и изменениями программы способна распознать и целый ряд других дорожных нарушений.
Держа в поле зрения каждую проезжающую машину, компьютер может включать видеокамеру, которая зафиксирует номера нарушителей. Не придется даже передавать видеокассету: дигитальное изображение поступит прямо в отделение полиции. Д-р Коэн-Сиван признался, что идея использовать расстояние между двумя последовательными точками на шоссе в поисках безотказного метода определения скорости, лишенного недостатков лазерного пистолета, надежность показаний которого не раз оспаривалась в суде ввиду возможного неправильного использования приспособления, пришла ему в голову еще тогда, когда он учился в Массачусетском технологическом институте неподалеку от Бостона.
"Каждый день я ездил по скоростному шоссе, сложенному из литых бетонных плит. Когда шины проскакивали над стыками, всякий раз слышалось "клик-клик". Я подумал, что это можно использовать. Настал момент, когда и у меня в голове раздался "клик" — и решение было найдено". Сейчас система ТЕЛЕМ проходит испытание на участке шоссе между Хайфой и Йокнеамом. Служащие полиции напоминают, что согласно действующему закону, никакая самая совершенная аппаратура не может штрафовать граждан — каждое нарушение должен лично зафиксировать полицейский.
"Но с той технологией, которой мы располагаем сегодня, можно добиваться изменения закона", — говорит Коэн-Сиван. ТЕЛЕМ способна в течение десяти секунд зарегистрировать нарушение и выслать владельцу машины штраф. Дистанционное управление, но прямо на месте.
Работа над проектом началась в 1997 году в "технологическом инкубаторе" — в рамках сотрудничества с Технионом (Израильским технологическим институтом). Подобные "инкубаторы" были созданы правительством, чтобы помочь начинающим предпринимателям реализовать их идеи и довести их до стадии готовой продукции. "Инкубатор" предоставляет изобретателю первоначальный капитал для разработок и необходимое профессиональное и юридическое сопровождение. В течение года в разработку системы ТЕЛЕМ было вложено около миллиона долларов.
Модель, представленная к испытанию и уже запущенная в серийное производство, способна определять скорость машин и дистанцию между ними. Ее дальнейшее усовершенствование позволит отслеживать куда более широкий спектр дорожных нарушений, в частности, пересечение запретных линий и участков дороги, вождение по обочине с целью обгона и объезда заторов, проскакивание без остановки знака "стоп" и т.д.
Не случится ли так, что водители постепенно запомнят, на каких участках шоссе установлены "ловушки", и научатся именно здесь соблюдать осторожность? Скорее всего, нет, поскольку можно заранее принять меры против такой сверх предусмотрительности: датчики могут быть установлены во многих точках, но задействованы каждый раз в ином месте. Собственно, то же самое уже и сегодня происходит с камерами, установленными на перекрестках: водитель не может в точности знать, где ему следует опасаться штрафа. Кроме того, всеохватывающий размах новой системы, позволяющий в принципе отследить любую машину и сфотографировать всех нарушителей, в конечном счете, заставит соблюдать закон, особенно в заведомо опасных местах, рядом со школами, клубами пенсионеров и т.п.
Массовое производство и сбыт ТЕЛЕМа взяла на себя ведущая израильская электронная компания "Тадиран". Система уже получила одобрение потенциальных зарубежных заказчиков, в целях ее распространения установлены деловые контакты с десятками торговых и юридических агентств Северной и Южной Америки, Европы и Восточной Азии.
Установка новой системы дорожного контроля в Израиле особенно важна в связи с активизацией деятельности арабских террористов. Любая подозрительная машина уже не скроется от всевидящего ока робота-полицейского.
По материалам интернет-сайта
"Израиль для вас".