Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон делает все возможное, чтобы встреча министра иностранных дел Израиля Шимона Переса и Арафата состоялась. Официальные лица заявляют, что переговоры, скорее всего, пройдут завтра вечером. Все зависит даже не от желания сторон вести переговоры, а от ситуации в регионе и на территории израильских поселений.
Вчера Шимон Перес продолжал подготовку переговоров: он говорил с представителями палестинской администрации Абу Алой и Саебом Эрекатом лично, а также с самим Арафатом по телефону. Телефонный разговор состоялся по инициативе Переса после того, как близ поселения Телока была обстреляна израильская машина, вследствие чего погибла женщина, а ее муж получил серьезные ранения. Возможно, при других обстоятельствах премьер-министр Ариэль Шарон отдал бы приказ об отмене переговоров, так как подобные прецеденты свидетельствуют о полной неспособности палестинского лидера контролировать ситуацию. Но Арафат заверил Переса, что он немедленно проведет расследование и злоумышленники будут арестованы. Арафат также заверил Переса в том, что он "всецело приветствует план трехстороннего урегулирования конфликта, предложенный госсекретарем США Колином Пауэллом". Слово "предложенный", впрочем, вряд ли можно применить в данном случае, так как этот план Пауэлл высказал вчера в разговоре с Ариэлем Шароном в довольно резкой форме как единственно возможный вариант решения ближневосточного конфликта. По сути, это был своеобразный ультиматум Израилю и Палестине, и Шарон, в очередной раз проявив политическую мудрость, решил не спорить. Впрочем, сегодня ночью он собрал кабинет безопасности, чтобы выработать общую позицию и разрешить противоречия во взглядах на политический курс Израиля.
Ни для кого не секрет, что многие коллеги Шарона не согласны с позицией американской администрации, да и сам премьер-министр явно не в восторге от того, что переговоры будут проведены в обстановке нарушения перемирия и постоянной агрессии со стороны Палестины; и дело не в том, что Шарон хочет настоять на своем, а в том, что в таком случае переговоры становятся пустой тратой времени, а взаимные обещания прекратить насилие — ложью. Желание Арафата участвовать в переговорах вполне понятно: ему нужно во что бы то ни стало войти в антитеррористическю коалицию, которую организовывают Соединенные Штаты. Тогда он вновь будет признанным во всем мире лидером государства, и все будут воспринимать его именно так. Шарон не собирается прерывать встречу Арафата с Пересом или мешать ее подготовке, так что вчерашнее заседание кабинета в основном проводилось для того, чтобы примирить позиции всех членов кабинета министров.
Пересу также пришлось давать объяснения соратникам по партии. На заседании Партии Труда он заявил: "США не раз уступали нам, не раз шли на компромисс по многим принципиальным политическим вопросам. Теперь настало время, когда мы можем уступить им. Нельзя, чтобы у кого-то создалось впечатление, что Израиль отвергает создание антитеррористической коалиции или не хочет участвовать в ней. Разумеется, мы против того, что палестинцы нарушают мирные соглашения, но сейчас главное — начать переговоры".
К чему приведут эти переговоры — покажет время. А пока что события минувшей ночи свидетельствуют о том, что мир палестинцам не нужен: обстрелы продолжаются, причем они носят явно провокационный характер. Разумеется, стремление Переса к мирным переговорам вызывает уважение, но совершенно непонятно, о чем можно договориться с лидером государства, который реально не может подчинить себе даже те подразделения, которые находятся в его ведении, не говоря уже о том, чтобы справиться с многочисленными террористическими организациями, действующими на территории Палестины.
Материал подготовил
Алексей Волков.