Как уже не раз сообщалось ведущими новостными агентствами, в четверг в акватории Красного моря было задержано судно с огромной партией контрабандного оружия для палестинских террористов. Вчера Ариэль Шарон официально обвинил лидера Палестины в поддержании террористических группировок, а также заявил, что Арафат — террорист №1, что всколыхнуло всю политическую элиту Израиля. Казалось бы, в этом нет ничего особенного, и, если мы вспомним, премьер-министру не впервой произносить подобные слова. Однако нынешний случай особый. Не следует забывать, что речь идет не о рыбацкой шлюпке, а об огромном судне, на котором было найдено ни много ни мало 50 тонн оружия. Кроме того, инцидент произошел в самый неподходящий момент, то есть как раз тогда, когда между Израилем и Палестиной начал таять лед, а непримиримый “борец за свободу угнетенного народа” наконец начал вести себя как цивилизованный политик. Конечно, последние заявления Арафата можно расценивать по-разному, но теперь он хотя бы не разговаривает с Израилем на языке угроз.
3 января на Ближний Восток прибыл спецпредставитель США Энтони Зинни. Напомним, что он был настроен очень оптимистично, планировал провести ряд встреч с представителями Израиля и Палестины и даже начать выполнять план Митчела. (Последнее, впрочем, совершенно невозможно, и спецпредставитель США, видимо, скоро сам поймет, что это утопия.) Так или иначе, но кое-что было сделано: Зинни встретился с министром иностранных дел Израиля Шимоном Пересом и лидером Палестины Ясиром Арафатом. Было решено возобновить выполнение “Договора в Даханье”. Это соглашение, предполагающее взаимные уступки ради достижения мира, было подписано еще 26 сентября прошлого года, однако ни один пункт не был выполнен, так как уже на следующий день палестинские террористы совершили несколько кровавых терактов на территории Израиля. В течение следующей недели не было практически ни одного дня, когда бы не погиб израильский подросток или солдат.
Сегодня Зинни отбывает на родину, где получит дополнительные инструкции от госсекретаря США Пауэлла. Визит Зинни прошел бы гладко, если бы не досадный случай с судном, груженным оружием. Спецпредставитель, будучи человеком тактичным, промолчал и не стал делать по этому поводу никаких заявлений. Впрочем, может быть, он просто не знал, как именно должен поступать в подобной ситуации спецпредставитель США, и отправился домой за получением инструкций.
Многие аналитики говорят, что заявление Шарона может очень осложнить ситуацию в регионе. Но почему? Да потому, что благодаря усилиям израильской дипломатии отношения между Израилем и Палестиной перешли на новый, цивилизованный уровень. Уже сейчас мнения в израильском кабинете министров по отношению к этому заявлению разделились. Некоторые считают, что Шарон назвал вещи своими именами, другие говорят, что сейчас это заявление практически является объявлением войны Палестине, хотя еще несколько месяцев назад оно могло бы остаться незамеченным. Однако несмотря на всю важность мирного процесса, израильская администрация не может не замечать столь очевидные вещи, как ввоз 50 тонн оружия для боевиков, поэтому в официальном комментарии Израиля не было никаких прозрачных намеков, вещи были названы своими именами. “Попытку этой масштабной контрабанды оружия можно объяснить только одним образом: палестинцы желают эскалации конфликта”, — говорится в заявлении. Начальник генерального штаба Шауль Мофаз (Shaul Mofaz) выступил в воскресенье на заседании правительства и призвал министров пересмотреть политический курс Израиля по отношению к Палестине. В ответ премьер-министр пообещал в ближайшее время собрать специальное заседание правительства по этому вопросу. По его словам, “палестинская администрация в очередной раз показала свое настоящее лицо – лицо терроризма”.