Top.Mail.Ru

Восток дело тонкое

10.02.2003

В конечном счете Дабби был освобожден, однако это стало возможным только при помощи влиятельных с друзей и денег. «Я был счастлив», — говорит Дабби, вспоминая, что его дядя был казнен на электрическом стуле по тем же обвинениям.

Ирак вызывает горькие воспоминания у 57летнего Дабби, который сейчас живет в Лос-Анджелесе. На его прежней родине осталось лишь около 50 евреев.

В свете того, что Америка готовится к возможной войне в Персидском Заливе, евреи иракского происхождения беспокоятся о последствиях войны в целом и для их бывшей страны в частности. «Я боюсь того, что может сделать этот сумасшедший человек», — говорит Дабби о лидере Ирака Саддаме Хусейне.

«Судьба тех немногих евреев, что остались в Ираке, поставлена под угрозу. Большинство из них уже пожилые люди. Они небольшая, уязвимая группа, — говорит Стивен Швагер, вице-президент Американского еврейского распределительного комитета «Джойнт». — Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь им».

Первые упоминания о еврейском присутствии на территории современного Ирака относятся к 722 г. до н. э, когда северные племена Израиля были побеждены ассирийцами и захвачены в плен. Об этом рассказывает Лоуренс Шифман, профессор иудаики в Нью-йоркском университете.

Пик еврейского присутствия на территории современного Ирака начался в 586 г. до н. э, когда южные племена Израиля были завоеваны вавилонянами, которые разрушили Первый Храм и поработили евреев на их земле. Евреи этого региона часто называют себя вавилонскими евреями. Дабби говорит: «Мы считаем себя библейскими евреями, теми рабами, которые были приведены Навуходоносором с момента уничтожения Первого Храма».

От седьмого до одиннадцатого столетия регион был центром мирового еврейства и был связан с некоторыми величайшими событиями еврейской истории, подобно созданию Вавилонского Талмуда, завершенного между 500 и 700 гг. н.э. Многие выдающиеся еврейские учреждения и ученые избрали его своим домом. Из Ирака происходят и несколько последних главных раввинов Израиля.

В 1940-х годах еврейская община Ирака насчитывала 130,000 человек. Ее члены процветали в правительстве, торговле, медицине и искусстве. Наибольшее число проживало в Багдаде. В течение нескольких лет перед Второй мировой войной более половины иракских эмигрантов были евреями. Об этом пишет Итамар Левин, автор работы «Закрытые двери: захват еврейской собственности в арабских странах».

«Евреи были образованной, элитной группой», — говорит Альберт Нассим, попечитель Американской федерации сефардов и президент Вавилонского еврейского центра, синагоги в Нью-Йорке.

Жизнь евреев Ирака резко переменилась после образования государства Израиль в 1948 году. Тогда в стране резко возрос антисемитизм. В результате государственного преследования почти 7,000 человек уехали из страны. Наибольший поток направился в Израиль. Ирак замораживал имущество каждого, кто уезжал в Израиль. Конфискованные еврейские фонды в Ираке оценены более чем в 4 миллиарда долларов. Аналогичные тенденции имели место и во многих других арабских странах.

Недавно Израиль и Американская федерация сефардов начали собирать претензии об имуществе, присвоенном арабами. Отчасти это является реакцией на встречные требования палестинцев о потерянной собственности во время Войны за независимость 1948 года. Ожидается, что претензии евреев будут использованы в процессе любых будущих политических соглашений между Израилем и Палестиной.

Теперь, по словам Нассима, около 250,000 евреев иракского происхождения рассеяны по всему миру. Он полагает, что 45,000 человек проживает в Лондоне, 10,000 в Лос-Анджелесе и 3,500 — в Монреале и Нью-Йорке.

Екатерина Щеглова

{* *}