Шипучие вина, производимые израильские виноделами, известны сегодня по всему миру. В прошлом месяце в Бордо проводился конкурс “Challenge International du Vin”, в котором приняли участие более тридцати стран, представивших около 5 тысяч сортов вина. Золотых медалей удостоились два винных завода Израиля: “Рамат Аголан” (
“Ramat Hagolan”) — за “Каберне Совиньон” 1999 года, и “Баркан” (
“Barkan”) — за “Мерло” (
“Merlot”) 2001-го.
Винодельческое предприятие “Golan Heights Wineries”, не так давно отметившее двадцатую годовщину своего существования, бесспорно является в стране одним из трех лидеров-производителей, и сегодня никто уже не станет отрицать его огромной роли в революции израильского виноделия. Продукция “Golan Heights Wineries” составляет 38 процентов от общего “винного” экспорта. Ну и, конечно, сами израильтяне тоже предпочитают вина именно этого завода.
А началось все в тот далекий день, когда известный эксперт вин Корнелиус Ив (Cornelius Eve) приехав в Израиль, посетил Голанские высоты и, выражая мнение группы сопровождавших его калифорнийских энологистов (специалистов по уходу за виноградниками), авторитетно заявил:
“А знаете, здесь можно посадить замечательные виноградники!” . Общение с местными крестьянами, которые в то время занимались, по большей части, цветами, энологистов убедило окончательно: климат, температура воздуха, высота над уровнем моря и плодородная земля страны как нельзя лучше подходили для выращивания винограда.
Сначала крестьяне высадили “Совиньон” (белый виноград). Образцы первого же собранного урожая отправились на экспертизу к производителям самых высококачественных вин и за границей завоевали сразу несколько наград. Так в 1983 году был основан завод “Golan Heights Wineries”, объединяющий четыре киббуца и четыре мошава. Эти общины работают отдельно и, соответственно, специализируются на разных сортах вин.
Директор “Golan Heights Wineries” Шалом Блайер (
Shalom Blyer) рассказывает о своем предприятии с нескрываемой гордостью. Ему и впрямь есть чем гордиться — например, в 2002 году при 100-процентном объеме продаж прибыль “Golan Heights Wineries” составила 21 миллион долларов. Справедливости ради, следует признать, что в условиях экономического кризиса далось это нелегко — экономические проблемы страны отразились, в первую очередь, на компаниях, работающих на экспорт. Более 30 процентов прибыли Golan Heights Wineries лишился именно из-за резкого экономического спада, повлекшего за собой огромные финансовые потери.
По счастью, в странах с крупными еврейскими сообществами (например, в США или Великобритании) члены общин стараются поддерживать “своего” производителя и покупают большое количество израильской продукции.
По словам Блайера, многие удивляются стремлением руководства “Golan Heights Wineries” увеличивать площади, отводимые под виноградники. Многие твердили, что в скором времени Голаны придется покинуть. Блайер же на это усмехается:
“Если бы мы слушали всех подряд, завода бы просто не было!” . И действительно, несколько раз возникавшая перспектива ухода с Голанских высот столь же быстро исчезала.
“Чтобы заниматься вином, нужно быть немного не от мира сего, — улыбается 44-летний Цви Ремак (Zvi Remak), работник киббуца Сде-Бокер (Sde-Boker), приехавший в Израиль из Сан-Франциско. Именно он в свое время сагитировал руководство киббуца заняться производством вина. —
Летом температура поднимается до 32–34 градусов, при влажности около 30 процентов. А ночами здесь не выше 16 градусов при 90 процентах влажности. Такие перемены позволяют добиваться множества вариаций вин. К тому же, здесь сухо и, следовательно, автоматически отпадает проблема плесени”.В 1999 году Ремак выпустил около 1600 бутылок “Мерло” и “Каберне Совиньон”. В этом — планирует поднять планку и “выжать” из урожая 2002 года 3500 бутылок. Правда, сам он не в состоянии оплатить рекламу, однако активно использует возможности Интернета. К тому же, качество его продукции говорит само за себя.
При этом Цви Ремак продолжает активно трудиться на фабрике киббуца:
“На фабрике я получаю деньги, только и всего. А вот настоящее удовольствие мне приносит именно работа с вином. Другие работники киббуца желают мне успеха и болеют за меня. Я чувствую, что на меня возложена огромная ответственность и потому не имею права проигрывать. Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, всегда хотел, чтобы как можно больше евреев приезжало в Израиль, в пустыню Негев. Он мечтал о восстановлении промышленности, сельского хозяйства и туристической индустрии. А я… Я всего лишь делаю то, о чем он мечтал”.