Top.Mail.Ru

Губит людей не пиво

07.08.2003

Между Израилем и Ираком пролегает и бурно процветает сверхсекретный торговый путь, и, несмотря на великие трудности и огромный риск, поток товаров, несущийся по этому неофициальному тракту, увеличивается день ото дня. Если повнимательнее всмотреться в фотографии, сделанные на территории виллы Мосул, где американскими солдатами в прошлом месяце были убиты Кусей и Удей (Qusay and Uday), можно увидеть пивные бутылки и конфетные фантики, надписи на которых подозрительно смахивают своим начертанием на иврит. Что ж это получается, воскликнет удивленный читатель, неужели сын и внук Саддама скрасили последние часы своей жизни поеданием продуктов ненавистной сионистской промышленности?!. Спокойствие! Не исключен и другой вариант: пустые бутылки из-под пива «Маккаби» вполне могли оставить и солдаты американской 101-й воздушной дивизии могли, ожидавшие в засаде появления наследников диктатора.

Ближневосточные источники сайта debka.com обнаружили, что между Израилем и Ираком, оказывается, пролегает и бурно процветает сверхсекретный торговый путь, появившийся в ответ на растущие потребности иракцев. И, несмотря на великие трудности и огромный риск, поток товаров, несущийся по этому неофициальному тракту, увеличивается день ото дня.

Столь неожиданная для Ирака потребность в израильском пиве возникла во многом из-за ограниченного количества пивоваренных заводов в районе Персидского залива. А если учесть еще и сухой жаркий климат Багдада, Тикрита, Мосула и Басры, то станет вполне понятным, отчего это вдруг пиво со льдом стало излюбленным напитком для 150 тысяч американских и 15 тысяч британских солдат. Да и многие иракцы, единожды отведав «презренного» еврейского варева, так и продолжают воздавать ему должное…

Справедливости ради, заметим, что пиво — отнюдь не единственный товар, вывозимый в Ирак. Целые колонны автотранспорта доставляют сюда сельскохозяйственную продукцию, молочные изделия, мороженое и многое другое. На фоне ухудшения экономической ситуации и роста количества безработных израильские промышленники весьма живо реагируют на запросы американских солдат, которые, оказавшись вдали от дома, обнаружили существование такого явления, как дефицит. Командование инженерных подразделений американской армии, отвечающих за поддержку в рабочем состоянии объектов иракской нефтедобывающей промышленности, пришло к выводу, что гораздо быстрее и дешевле приобретать детали насосных сооружений, трубы и бетон в Израиле, нежели дожидаться поставки заказа из Соединенных Штатов. Не иссякает и плотный поток в Ирак военной продукции — либо произведенной в Израиле, либо вывозимой с американских складов, базирующихся на юге Израиля, либо вызгруженной под покровом ночи с американских транспортных кораблей в портах Ашдода или Хайфы.

Роль Израиля как поставщика обычно заканчивается на иордано-иракской границе. Здесь дело берут в свои руки иорданцы, которые, удостоверившись в безопасности условий вывоза товара, доставляют его конкретным иракским покупателям в целости и сохранности. В Багдад сегодня можно попасть двумя способами: через международный аэропорт и наземным путем — через охраняемые территории Центрального Ирака, где орудуют воинственные сунниты.

Чтобы перевезти товары через международный багдадский аэропорт, администрируемый американскими военными, нужно пройти ряд бюрократических процедур и получить документы на разрешение провоза. Но даже если на руках имеются все необходимые бумаги, в последний момент обнаруживается неприятная мелочь: аэропорт не обслуживается специальными «грузовыми» носильщиками… А значит… А значит, все-таки приходится везти товары через суннитские владения.

Крайнюю опасность для перевозчика представляют дорожные грабители (особенно на западе и севере Ирака). Оставшись без денег и еды, они вынуждены грабить проходящие машины, чтобы прокормить свои семьи. Поэтому иорданцам, принимающим на себя роль посредников и перевозящим товар по иракской территории, выдаются значительные суммы в качестве платы за риск. Иракские заказчики предпочитают не сотрудничать с грабителями и выплачивают деньги поставщикам только лишь после того, как товар доставлен.

Несмотря на массу этих сложностей и немалый риск, израильские «теневые» экспортеры заработали на поставках товаров в Ирак (не учитывая спецзаказов американских военнослужищих) около 6 миллионов долларов в мае и 42 миллиона — в июне.


Марина Костылева

{* *}