Top.Mail.Ru

Дорога к Храму

19.08.2003

Министр внутренней безопасности Израиля Цахи Ханегби (Tsahi Hanegbi) на днях пообещал, что доступ к Храмовой горе в Иерусалиме вскоре будет снова открыт для евреев. Между тем, складывается ощущение, что данное утверждение, мягко говоря, несколько преждевременно, поскольку явно противоречит мнениям как арабской, так и еврейской общественности. Храмовая гора была закрыта для всех не-мусульман в течение почти трех лет интифады, затем ненадолго открылась несколько недель тому назад, после чего доступ туда вновь был прекращен.

В последний раз решение о закрытии доступа на Храмовую гору было принято Цахи Ханегби, для того, чтобы предупредить возможные беспорядки по мере приближения поста Тиш’а бэ-Ав (9 ава), установленного в память о разрушении иерусалимского Храма. Тогда Ханегби получил требование верховного суда запретить доступ посетителей. Впоследствии министр обязался вновь разрешить последним приходить на hар hа-Баит (Храмовую гору) независимо от согласия Вакфа (Waqf ) — мусульманского учреждения, которое управляет мечетями, находящимися в этом месте.

Это священное для евреев место после Шестидневной войны 1967 года официально находится под юрисдикцией Государства Израиль, но внутреннее управление осуществляется мусульманским советом Харам аш-Шериф — Вакф. Недавно руководство Вакфа заявило, что уступает решению Ясира Арафата об открытии этого места для евреев и христиан. В результате всех этих “уступок” у израильской общественности начало складываться устойчивое впечатление, что Израиль полностью утратил какие бы то ни было признаки суверенитета на территории Храмовой горы, которая, при всем прочем, является одной из главнейших святынь иудаизма. Иными словами, израильтяне должны поступаться собственной национальной гордостью из-за ограничений в свободе передвижения израильских граждан по израильской же земле, а евреев — по священной земле Храма.

Впрочем, руководители израильских служб безопасности призвали граждан соблюдать в этом вопросе крайнюю осторожность. В сложившейся политической обстановке открытие hар hа-Баит вполне может спровоцировать вспышку насильственных действий между мусульманами и евреями. Считает данную инициативу преждевременной и президент Государства Израиль Моше Кацав. Мэр Иерусалима Ури Луполянский (Ouri Loupoliansky), со своей стороны, проконсультировался по этому поводу c одним из наиболее авторитетных раввинов, Эльяшивом (Rav Eliachiv).

Р. Йосеф Шалом Эльяшив, признанный авторитетный специалист в области еврейского законодательства (hалахи), предостерег мэра против разрешения доступа евреям на всю территорию Храмовой горы, напомнив о запрете ступать на землю, на которой прежде стоял Храм. Закон гласит: «Храм пал, но святость осталась». О существовании этого запрета упомянул и р. Шломо Авинер (Rav Aviner), представитель духовного руководства религиозно-сионистского движения, не по всей территории горы человек имеет право ступать. Р. Эльяшив добавил также, что не следует подвергать опасности жизни евреев, молящихся у Стены плача, находящейся у подножия Храмовой горы. Ведь открытие доступа на гору может спровоцировать сбрасывание на них камней арабами, молящимися на самой горе.

Чувства еврейской и арабской сторон в настоящий момент чересчур накалены, и уже хотя бы поэтому необходимо принимать в расчет соображения и рекомендации служб безопасности. Кроме того, р. Эльяшив расценил официальное заявление, в котором провозглашается данная инициатива, как провокацию со стороны арабов и иностранных разведок. “Это было бы серьезной политической ошибкой, которая таит реальную опасность для всей страны”, — добавил он. В этом контексте, не мешает вспомнить и о том, что именно посещение Храмовой горы Ариелем Шароном в сентябре 2000 года палестинцы использовали в качестве повода для развязывания вооруженной интифады.


Валерий Волков

{* *}