Top.Mail.Ru

Ашкеназ сефарду не товарищ

21.08.2003

Две недели назад Ассоциация по защите гражданских прав в Израиле (Association for Civil Rights in Israel (ACRI) ) направила в министерство образования письмо с просьбой отменить систему квот по этническому признаку в средней общеобразовательной школе для девушек “Бейс Яаков” (“Bais Yaakov”) и требованием отозвать лицензии некоторых учебных заведений или уволить их руководителей. Конфликт возник не на пустом месте: руководство школы “Бейс Яаков” ежегодно отказывает в приеме многим девушкам из сефардских семей.

Конечно, отказывают не всем. Девушка из сефардской семьи вполне может поступить в школу “Бейс Яаков” и успешно ее закончить. Тем не менее, создается впечатление, что руководство школы готовится внедрить воспитательную систему, основанную на принципах “классового” неравенства и доминирующего положения ашкеназских евреев в ультраортодоксальной общине Израиля.

В Иерусалиме существует три учебных заведения, активно использующие систему квот: школа “Haseminar Hayashan”, возглавляемая Биньямином Щаранским (Benyamin Scharansky); “Haseminar Hehadash” под руководством раввина Йешайяhу Либермана (где, помимо основной программы, преподаются такие дисциплины, как архитектура и программирование) и “Darkei Rachel” во главе с раввином Еhезкелем Мендельсоном (Yehezkel Mendelssohn).

В результате проведенного расследования эксперты ACRI пришли к выводу, что руководство вышеперечисленных заведений пристально следит за тем, чтобы в списках учениц присутствовало не более 30 процентов девушек сефардского происхождения, которые по непонятной причине рассматриваются в качестве “низшей расы”. Надо полагать, основная цель подобных действий — подчернуть собственную исключительность и привилегированность. Несмотря на хорошие результаты, показанные девушками при прохождении вступительных тестов, в школы их не принимают. В таких случаях администрация предпочтет зачислить менее способную, но ашкеназскую абитуриентку.

Можно понять справедливое возмущение, вызываемое таким положением вещей у родителей “отверженных” девушек. Действительно, как еще должен чувствовать себя 60-летний религиозный ашкеназ, внучку которого не приняли на учебу только потому, что ее бабушка (его жена) происходит из сефардской семьи!

И практика эта успешно продолжается. Около двух лет назад группа израильтян сефардского происхождения, проживающих в Бней-Браке, направила на рассмотрение в Верховный суд петицию по этому вопросу. Через некоторое время, в силу ряда обстоятельств, истцам пришлось отозвать прошение. Юрист ACRI Нета Амар (Neta Amar) прокомментировала ситуацию следующим образом: “Мы действуем в соответствии с интересами простых граждан, которые справедливо полагают, что министерству образования для решения этой проблемы понадобится время”. По ее словам, основная трудность состоит в том, что “факт дискриминации доказать практически невозможно”.

При заполнении анкеты для абитуриентов в иерусалимской школе “Haseminar Hayashan” девушкам приходится в обязательном порядке указывать и свое происхождение, и происхождение родителей. Дошло до того, что многие из родители-сефардов официально меняют свою фамилию на ашкеназскую. “При чем здесь происхождение родителей? — возмущается Б., женщина, принадлежащая к общине литовских евреев. — Это же просто безумие какое-то! Девочка страдает только потому, что ее родители – сефарды. Никто не имеет права заставлять их чувствовать себя людьми второго сорта”.

Впрочем, есть и такие, кто совершенно искренне считает такое положение вещей вполне нормальным. Эти люди уверены, что если в ультраортодоксальные еврейские школы начнут принимать всех желающих, то неминуемо потеряют устоявшуюся репутацию, поскольку родственники многих сефардских девочек не входят в ультраортодоксальные течения. Тем не менее, по мнению Неты Амар, большинство членов ультраортодоксальной общины, в том числе и сами ашкеназы, считают сложившуюся ситуацию весьма и весьма тревожной. Родители сефардских девочек прекрасно понимают, что у их дочерей будет гораздо больше шансов на хорошее замужество, если они будут посещать именно элитные учебные заведения.

Как говорится, хорошо то, что хорошо кончается. Представители министерства образования объявили, что не намерены терпеть факты дискриминации евреев сефардского происхождения. Ронит Тирош (Ronit Tirosh), одна из руководителей этого департамента, выразилась по этому поводу однозначно: “Администрация любого ультраортодоксального образовательного учреждения не вправе отказать абитуриентке в поступлении, ссылаясь на ее происхождение”. И, кажется, на руководство школы “Haseminar Hayashan” это подействовало, потому что было решено “пересмотреть условия поступления для девушек и сделать все возможное для того, чтобы впредь действовать в соответствии с мнением и рекомендациями авторитетных ультраортодоксальных раввинов”.
{* *}