Top.Mail.Ru

Кто виноват?

03.09.2003

В понедельник 1 сентября состоялось представление отчета комиссии Орра о бурных событиях октября 2000 года в арабском секторе Израиля. По идее, этот документ должен был поставить последнюю точку в истории разыгравшейся тогда трагедии, однако создается впечатление, что до точки еще далеко.

Чиновники из Adalah Legal Center (правоцентристской организации «Адалах»), отстаивающие права арабских меньшинств Израиля, собираются обратиться к генеральному прокурору Эльякиму Рубинштейну с требованием начать судебное разбирательство в отношении израильских полицейских, обвиняемых в убийстве 12 израильских арабов и одного палестинца из сектора Газа. На судебном слушании, проводимом комиссией Ора, «Адалах» представил показания родственников убитых. Все полученные данные и были опубликованы комиссией в понедельник. Что же касается намерения обратиться к генеральному прокурору, то оно однозначно свидетельствует о том, что общественная кампания в отношении совершенных убийств не прекратиться с обнародованием упомянутого отчета. «Я не успокоюсь, пока не посмотрю прямо в глаза убийце моего сына», — пообещал Ибрахим Джабарин (Ibrahim Jabarin), отец одного из погибших. Хасан Асали (Hassan Assali), представляющий родственников убитых, охарактеризовал отчет как неудовлетворительный, поскольку в нем отсутствуют имена ответственных за происшедшее.

Бурную реакцию вызвали решения комиссии и в израильских властных структурах, особенно среди полицейских, на которых возложили всю полноту ответственности за те трагические события. Следует, кроме того, заметить, что публикация отчета совпала с резким обострением отношений между израильскими арабами и евреями, окончательно испортившихся три года назад во время беспорядков начавшейся интифады, во время которых израильские арабы заодно с палестинцами перекрывали главные дороги, нападали на еврейских водителей и грабили здания. Комиссия издала также несколько постановлений, направленных против ряда политических инстанций — как арабских, так и еврейских.

Главный комитет арабского контроля (The Supreme Arab Monitoring Committee), основная организация израильских арабских группировок и должностных лиц, заявил, что отчет был испорчен из политических соображений. Председатель комитета Шауки Хатиб (Shauki Hatib), заявил, что арабская общественность отвергает отчет в части, касающиеся роли, которую сыграли в ходе беспорядков арабские депутаты Кнессета, и требует привлечения к суду ответственных за убийства израильских лидеров. Занимавший в то время пост главы правительства Эхуд Барак назначил в ноябре 2000 года комиссию, чтобы успокоить арабское население и тем самым получить поддержку этой части электората на приближавшихся выборах. В итоге он стал одним из четырнадцати человек, предупрежденных комиссией о том, что результаты отчета могут им сильно навредить. Но, хотя комиссия и обвинила Барака в том, что «он несерьезно отнесся к проблеме израильских арабов» и не смог справиться с мятежами, с предложением о его политической отставке она не выступила. Между тем, есть все основания полагать, что в настоящее время Барак подготавливает почву для своего возвращения в большую политику.

Шломо Бен-Ами (Shlomo Ben-Ami), бывший в то время министром внутренней безопасности, подвергся критике за утрату контроля над политической ситуацией. Комиссия постановила, что Бен-Ами никогда больше не будет занимать этот пост. Тем не менее, этот человек, пришедший в политику с кафедры истории Тель-Авивского университета, решил порвать с политической карьерой задолго до публикации 860-страничного отчета комиссии. Комментируя решения комиссии из Лондона, он заметил, что именно его действия не позволили тогда ситуации приобрести еще более трагичный оборот: «Я убежден, что мой подход к сложившейся кризисной ситуации был наилучшим примером благоразумия и контроля над положением».

Комиссия указала на то, что Иехуда Вильк (Yehuda Wilk), в то время полицейский комиссар, и Алик Рон (Alik Ron), руководивший полицейским управлением северного района, оказались совершенно непригодными к выполнению возложенных на них обязанностей. Как указывается в отчете, чтобы подавить бунт, они решили применить огнестрельное оружие, предварительно не согласовав свои действия с вышестоящими инстанциями. Комиссия постановила, что один старший офицер полиции и один младший полицейский будут отстранены от службы из-за поведения во время беспорядков. Полностью чист перед законом оказался лишь один из допрошенных комиссией полицейских.

Комиссия также постановила, что судебное разбирательство будет сопровождаться криминальным расследованием действий каждого из участников роковой перестрелки. Судья Теодор Орр (Theodore Orr), эксперт Хашим Катиб (Hashem Khatib) и Шимон Шамир (Shimon Shamir) в этом решении были единодушны. Жесткой критике подверглись и красноречивые высказывания так называемых представителей арабской общественности, которые, как выясняется, подстрекали арабское население к бунту. Это относится, прежде всего, к лидеру исламского движения Раэду Салаху (Raed Salah) — тогдашнему мэру Умм Эль Фаhма (Umm el-Fahm), где произошли столкновения, и депутатам Кнессета Азми Бешаре (Azmi Beshara) и Абдулмалику Дехамше (Abdulmalik Dehamshe). Салах, уже лишившийся своей должности, в настоящее время ожидает приговора суда по обвинению в финансировании ХАМАС, а Бешара и Дехамше наслаждаются депутатской неприкосновенностью.

Помимо конкретных постановлений, в тексте отчета содержится и беспрецедентная критика израильского отношения к арабскому населению, при котором арабские граждане расцениваются как «враги». Президент Израиля Моше Кацав выразил надежду, что отчет послужит «израильским и арабским лидерам страны путеводителем в деле установления нормальных взаимоотношений. Арабские и еврейские регионы должны вернуться к привычному для них образу жизни, смотреть в лицо будущему, не нарушая принципа мирного сосуществования».

Премьер-министр Ариель Шарон пока никак не прореагировал на публикацию отчета. Руководитель израильского департамента полиции Шломо Аhаронишки (Shlomo Aharonishky), со своей стороны, заявил, что полиция тщательно изучит отчет и сделает соответствующие выводы.


Екатерина Иванова

{* *}