Далеко не всех изрядно расслабившихся во время летних каникул подростков радуют слова «снова в школу», предвещающие наступление будничной рутины учебного процесса. Впрочем, многим израильским учащимся и студентам, учитывая серию летних терактов в стране, начавшийся учебный год скучным не покажется. Как и учителям, для которых проблема обеспечения безопасности школьников стала настоящей головной болью.
«Я обеими руками за то, чтобы как можно скорее вернуться к обычному порядку, однако игнорировать происходящее мы попросту не имеем права» , — сетует директор тель-авивской «Ironi Tet High School» Ронит Бен Давид (
Ronit Ben David).
В этом году ученики израильских школ будут ежедневно (а не раз в неделю, как раньше) обсуждать текущую ситуацию на специально отведенных для этого «пятнадцатиминутках».
Характерная особенность таких обменов информацией о происходящем является то, что они основаны не только на конкретных фактах, но и на эмоциональном их восприятии. Как утверждает господин Бен Давид, эти воспитательные дискуссии имеют успех,
«помогая учащимся “выговориться” о наболевшем и переключиться на обычные дела и заботы дня насущного». Восьмиклассница Лилах Цадка (
Lilach Tsadka) из средней школы «Arazim» в тель-авивском пригороде Ор-Йехуда полностью с этим согласна, считая, что всегда
«очень важно знать, что же действительно случилось и почему» . Если же трагедия разражается в непосредственной близости, преподавательскому составу приходится применять тактику индивидуального подхода. Когда несколько лет назад во время теракта на Rabin Square в Тель-Авиве был убит ученик «Ironi Tet», школа использовала своего рода «групповой подход»: чем ближе ученики знали жертву, тем большая психологическая поддержка им была оказана. Пережить стресс от случившегося всему школьному коллективу помогла специально разработанная трехдневная программа, с одноклассниками погибшего такая работа велась в течение целого месяца, а близким друзьям мальчика предложили еще более продолжительную помощь и консультации психологов.
Совсем недавно, 9 сентября, теракт возле военной базы Tzrifin в центре Израиля унес в числе прочих и жизни двух человек, один из которых был отцом двоих школьников Пардесс Ханны, что возле Хадеры, а двое детей другого ходили в школу в Хайфе. Руководство школьного округа немедленно обеспечило членов семей и одноклассников погибших помощью консультантов-психологов.
«Школьники были охвачены страхом, ведь такое может произойти и с их родителями» , — говорит сотрудница отдела консультаций министерства образования в хайфском округе Аелет Ярон (
Ayelet Yaron).
Хотя Ярон добивается того, чтобы дети открыто выражали свои чувства, избавиться от страхов и боли утрат, как правило, очень нелегко. Поэтому школы округа Хайфа используют специальную психотерапевтическую программу, пытаясь отвлечь детей при помощи живительного воздействия музыки, живописи и театральных постановок. Это, кстати, относится как к еврейским, так и к арабским школам.
«Не думаю, что реакция евреев на события чем-то отличается от реакции арабов, — невесело усмехается госпожа Ярон. —
Тем более, что в результате теракта в Хайфе арабов пострадало тоже немало. Последствия могут быть самыми разными. Мы делаем все возможное, чтобы сократить силу удара, локализовать его во времени, и помочь как можно быстрее вернуться к повседневной жизни и учебе — стоит только чем-то вплотную заняться, как наши страхи и заботы пропадают». «Приятно наблюдать, как студенты и школьники продолжают жить своей жизнью, несмотря на происходящее» , — говорит директор иерусалимской «Keshet High School» Рути Лехави (
Ruti Lehavi). Ни один из учащихся этой школы не пострадал напрямую во время теракта в кафе «Гилель», однако от взрыва пострадала соседняя школа. Многие учащиеся «Кешет» слышали взрыв, а двое даже оказались на месте происшествия буквально через несколько минут после теракта, вызвавшись помогать спасателям и медикам. Учителя и ученики немедленно связались друг с другом, убедившись в том, что все целы. На следующий день зашел разговор о происшедшем. Девятиклассница Тамар предложила положить цветы и зажечь свечи на месте теракта. Однако ее друзья сочли, что это будет неправильно. Самой лучшей памятью будет просто продолжать жить, как раньше.
Два года назад, в школе «Ironi Tet» проводились специальные церемонии в память о жертвах терактов, дети участвовали в поминальных службах.
«Теперь с этим покончено, — рассказывает директор Бен Давид. —
Мы не можем устраивать церемонии ежедневно и жить в условиях бесконечного горя. Необходимо пытаться жить нормальной жизнью».