Израильские ученые вот уже не первый год успешно работают в области повышения эффективности работы водородного топлива. Цель исследования — разработка технологии создания автомобиля будущего, не разрушающего окружающую среду за счет использования альтернативного, экологически чистого топлива.
Как известно, экологически чистым водород считается лишь в том случае, если он получен экологически чистым путем. Коллектив специалистов израильского “Техниона” во главе с профессором Стюартом Лихтом (
Stuart Licht) несколько лет назад предложил получать водород методом расщепления воды солнечной энергией. Данный метод позволяет с успехом применять водородный топливный элемент и в автомобилях. Первые же опыты показали, что солнечный метод создания водорода работать будет, но — только с 15-процентной эффективностью, которой для автомобиля, в общем-то, маловато. Исследования были продолжены, и постепенно удалось поднять этот показатель до 30 процентов, а к настоящему времени команда “Техниона” добилась еще более высоких показателей.
Достижения израильтян привлекли внимание специалистов из “Shell” и “Daimler”, уже пробовавших создать дешевую и эффективную альтернативу бензину путем экспериментов с получением водорода в топливных батареях. Рядовым автовладельцам, скорее всего, еще долго придется коптить небо бензиновыми выхлопами в ожидании промышленного выпуска “водородных” машин, однако над производством экспериментальных образцов автомобилестроители трудятся уже вовсю. Например, администрация Лос-Анджелеса 7 октября 2002 года заказала американскому филиалу концерна “Honda” пять автомобилей на водородных топливных батареях, которые в экологическом отношении классифицируются как “автомобили с нулевым выбросом газа” (класс “zero”). А к концу следующего года Калифорнийская топливная компания (
California Fuel Cell Partnership — CaFCP), консорциум автомобилестроителей и некоторые правительственные ведомства планируют получить для штата Калифорния уже 60 “машин будущего”.
Ученым из “Техниона” удалось повысить эффективность процесса “солнечного” расщепления воды путем размещения фотоэлемента над двумя плоским и длинными электродами. По словам профессора Лихта, подобная комбинация
“необычайно результативна для преобразовании солнечной энергии в электрический ток, обеспечивая почти идеальный уровень напряжения для расщепления воды” на водород и кислород. В 1998 году Национальная лаборатория возобновляемой энергии (
National Renewable Energy Laboratory — NREL) в Голдене (
Golden) продемонстрировала новый аппарат для солнечно-водородного преобразования. Для достижения требуемого эффекта в устройстве использовались несколько слоев полупроводника, формирующих две активные, поглощающие фотоны, зоны перехода. Лихт со своими коллегами достигли более весомых результатов, нежели их предшественники, и, кроме того, им удалось добиться значительного снижения энергии, затрачиваемой на электролиз.