Вот уже несколько недель правительство Ариэля Шарона сталкивается с ростом числа мирных инициатив. Пробудилась от долгой спячки и хранившая молчание с начала второй интифады группа израильских политиков. Не предложив за три года ни единой альтернативы политике Шарона в области общественной безопасности, левые депутаты, военные, бывшие сотрудники спецслужб, оказывается, все это время сообща работали и в непринужденной обстановке вовсю обсуждали с палестинцами тезисы нового варианта мирного урегулирования.
Женевское соглашение — неофициальный мирный план, «обговоренный» между бывшим израильским министром юстиции Йосси Бейлином (Yossi Beilin) и бывшим палестинским министром по вопросам информации Ясиром Абедом Раббо (Yasser Abed-Rabbo), является наиболее неприемлемым для Шарона и, одновременно, самым приемлемым вариантом для левых. Это выброшенное на политический рынок соглашение предлагает решения по основным «безвыходным» пунктам мирного процесса. В частности, для окончательного прекращения конфликта предусматривается отказ палестинцев от права на возвращение в Израиль. Но не за просто так: Израиль, со своей стороны, должен будет «отстегнуть» им за это 97,5 процента Иудеи–Самарии, занятой в 1967 году и получившей в мировой прессе ни к чему не обязывающее название «Западный берег Иордана».
А еще надо будет поделить древнюю часть Иерусалима, причем таким образом, чтобы расположенная в восточной части города Храмовая гора (одна из величайших святынь иудаизма, на которой, угораздило появиться третью по значимости святыню ислама, площадь Мечетей) осталась под палестинским суверенитетом. Стену Плача и еврейский квартал, правда, решено-таки оставить Израилю.
Французская «Фигаро» в одном из своих материалов обращает внимание на то, что неприемлемость данного плана сознают, в первую очередь, правые националисты. Ариэль Шарон заклеймил «Женевскую инициативу» как более «опасную», чем десятилетней давности соглашения Осло о создании Палестинской автономии, подписанные тогдашним израильским премьер-министром Ицхаком Рабином и палестинским лидером Ясиром Арафатом. «Необходимо решительно воспрепятствовать как принятию “Женевской инициативы”, так и помощи, оказываемой ей европейскими государствами», — однозначно заявил глава кабинета. К слову сказать, дипломатическую битву против сторонников данного плана Израиль уже начал. Министр иностранных дел Сильван Шалом еще на прошлой неделе обвинил Францию и Бельгию в намерении оказать «носителям мира» помощь в сумме 7 миллионов долларов, которые должны пойти на финансирование кампании в поддержку «инициативы», что немедленно было опровергнуто Парижем. Был вызван в израильский мид и швейцарский поверенный в делах, которому сообщили о недовольстве израильских властей той поддержкой, которую Швейцария оказывает авторам проекта.
Что же касается самого Йосси Бейлина, то правящие круги еврейского государства обвинили его в государственной измене, а некоторые министры в своем возмущении дошли даже до того, что потребовали применить к «миротворцу» предусмотренную одноименной уголовной статьей высшую меру наказания — смертную казнь. Члены кабинета подчеркивают, что Бейлин никем «не уполномочен вести переговоры». Шарон, напоминая о существовании «Дорожной карты», приводит еще один довод: «Женевская инициатива» угрожает реализации этого финансируемого Вашингтоном плана мирного урегулирования. А в понимании Алуфа Бенна (Aluf Benn), автора редакционной статьи в «Ha’aretz», «навязчивая идея с женевским соглашением всего лишь доказывает очевидное безволие правительства в поисках вариантов прекращения конфликта с палестинцами».
В любом случае, следует признать, что кровавые террористические вылазки продолжаются несмотря на операции израильской армии в палестинских населенных пунктах и строительство стены безопасности, призванной защищать Израиль от проникновений камикадзе. После почти трех лет абсолютного доверия 55 процентов израильтян сегодня считают, что «Шарон не умеет бороться с терроризмом». Это следует из результатов опроса общественного мнения, опубликованных газетой «Ma’ariv». Тем не менее, премьер-министр продолжает придерживаться своего мнения.