Поняв, что многолетнее давление на Иран оказалось безрезультатным, родственники и адвокаты одиннадцати пропавших без вести иранских евреев публично выступили с критикой в адрес этого государства. Одиннадцать человек, включая нескольких подростков, в период с 1994 по 1997 год исчезли на ирано-пакистанской границе, когда несколькими группами пытались нелегально покинуть страну.
«Родственники потеряли всякое терпение, а мы — последнюю надежду на добровольное освобождение узников иранскими властями, — констатировал генеральный секретарь Американской федерации иранских евреев Сэм Кермэниан (
Sam Kermanian). —
И потому нам сейчас необходима широкая международная поддержка» .
Эта базирующаяся в Лос-Анджелесе организация для оказания давления на иранских лидеров попытается в ближайшее время создать коалицию, в которую войдут еврейские организации, наблюдатели правозащитных организаций, а также представители ООН и иностранных правительств. Согласно последним сведениям, которыми обладает Американская федерация иранских евреев, пропавших видели живыми в начале этого года в тегеранской тюрьме. Иранские представители в США и иранская делегация в ООН на эту информацию никак не отреагировали.
Перебежчики на ирано-пакистанской границе являются, в общем-то, делом привычным, однако в середине девяностых, когда эмиграционные законы в Иране ужесточились, число перебежчиков значительно увеличилось.
«Каждый решался изменить свою судьбу по разным причинам, но тысячи евреев и миллионы неевреев покинули Иран именно таким образом» , — рассказал Кермэниан корреспонденту JTA.
Дискриминация евреев в Иране стала особенно ощутимой в середине 1990-х. Скажем, запрещалось эмигрировать целой семье — хотя бы один член семьи должен был остаться. Правда, позже некоторые из этих ограничений были сняты. Некоторые предполагают, что Иран заинтересован в наличии у себя в качестве «условных заложников» определенного числа евреев — прежде всего, для предотвращения возможной атаки со стороны Израиля. Как утверждают другие, в Иране опасаются, что массовый еврейский исход повредит имиджу страны.
С 1979 года, когда в стране произошла исламская революция, количество евреев здесь существенно сократилось. Если в 1979-м еврейская община Ирана насчитывала около 100 тысяч человек, то сегодня — лишь 20–25 тысяч.
В первые несколько лет после исчезновения этих одиннадцати адвокаты надеялись на то, что новый иранский президент Мохаммед Хатами (
Mohammed Khatami) докажет разрекламированную умеренность своих политических взглядов на практике. Однако умеренность его, увы, так и не материализовалась.