Top.Mail.Ru

Внук калькулятора

26.01.2004

«Мой дедушка слыл ходячим калькулятором — он мог проводить в уме любые операции с цифрами. Мой отец доучился лишь до четвертого класса, однако в уме свободно возводил числа в четвертую степень. Думаю, что я унаследовал у них этот ген» , — так начинает свой рассказ друзский ученый Туфик Мансур (Toufik Mansour), 35-летний преподаватель математики Хайфского университета.

Друзами называют представителей арабоязычных нацменьшинств арабского населения Израиля. Этой общине пришлось преодолеть немало испытаний, чтобы отстоять и защитить свои права. Сегодня мужчины-друзы служат в рядах израильской армии и органах безопасности, занимая порой самые высокие и значительные посты. Друзов в Израиле примерно 85 тысяч, что составляет около 1,8 процента от общей численности населения страны и около 10 процентов — от национальных меньшинств. Живут они не только в Израиле, Сирии и Ливане, но и составляют значительное число эмигрантов во Франции и США (главным образом, в Детройте). Будучи монотеистами, друзы придают огромное значение внутренним и скрытым пластам бытия, что говорит об огромной роли, которую однажды сыграла в формировании их религии философия неоплатоников. А еще они верят в реинкарнацию.

Большое значение в друзских общинах придается образованию, поэтому успех Мансура на математическом поприще стал чем-то вроде утешительного приза для его родителей, мечтавших видеть его врачом. Вырос Туфик Мансур в деревне Исфия (Isfiya), неподалеку от Хайфы. В математику влюбился еще в детстве. Позже получил степень бакалавра по математике в хайфском Технионе, но закончить программу по специализации не смог из-за финансовых трудностей. После трех лет преподавания в разных школах он все же решил продолжить образование, на сей раз — в Хайфском университете. Написанная им магистерская диссертация произвела сильное впечатление на работников математического факультета, они приняли Мансура в свои ряды, и он смог получить докторскую степень. Через три года ученый завершил работу над докторской диссертацией. Получив исходные данные за шесть месяцев, многообещающий математик отправил свою работу на конференцию в Москву. Она-то и стала первым из его опубликованных трудов и той ниточкой, которая навсегда связала его с миром науки.

Данные Интернет-сайта американского математического общества Math SciNet, на котором публикуется список математиков всего мира включая их публикации, показывают, что Туфик Мансур является автором и соавтором более, чем двадцати статей. Это впечатляет, учитывая, что докторскую степень он получил всего два года назад. «В университете Хайфы я чувствую себя как дома, — говорит он. — Меня здесь многому научили — как в области математики, так и в сфере экономики. Не думаю, что на мое зачисление сюда, равно как и на достигнутое мною положение, как-нибудь повлияло то, что я — друз. Важнее всего твое резюме. Смею полагать, что Израиль предоставляет своим меньшинствам огромные возможности для занятия высокого положения в научной и образовательной сфере».

Получив степень магистра и вооружившись «Bourse Chateaubriand», одним из престижнейших академических грантов французского правительства, Мансур отправился в Бордо, чтобы занять следующую ступень после докторской. Однако его ожидания не оправдались — там не было людей, занимавшихся исследованиями исключительно в области дискретной математики. Французских математиков, за исключением, разве что, одного-единственного профессора, сфера деятельности Мансура не заинтересовала.

Но ученый не сдался и стал подбирать себе соавторов через Интернет, продолжая свои исследования. «Благодаря Интернету, — вспоминал он позже, — год пребывания во Франции стал для меня одним из самых успешных» . Вскоре ему удалось получить грант «European Community Research Training Network» (Научно-исследовательской сети Европейского сообщества), став единственным ученым Хайфского университета, удостоившимся такой чести. Весь следующий год он провел в Гётеборге (Gothenburg). Надо сказать, шведы очень высоко оценили его исследования и очень много сделали для него и его семьи.

По завершении исследования математик оказался перед сложной дилеммой: вернуться в Израиль или принять предложение в США? Его жена Ронит (Ronit), остававшаяся с двумя дочерьми и грудным ребенком в Израиле, настояла на возвращении. А прошлым летом математический факультет университета предложил Мансуру выгодный трехлетний контракт. Теперь он снова живет в Исфии со своей семьей и готов приступить к новой работе.


Екатерина Иванова

{* *}