Top.Mail.Ru

Против кого постимся?

06.02.2004

Совет раввинов Иудеи, Самарии и сектора Газа заявил в среду 4 февраля о том, что сегодняшний четверг должен стать всеобщим днем поста и молитв для того, чтобы не допустить воплощения в жизнь «директивы зла» премьер-министра Ариэля Шарона об односторонней эвакуации еврейских поселений из Газы.

Призыв раввинов основан на одобрении Рамбамом идеи всеобщих постов в трудные времена.

Раввин Яаков Йосеф (Ya'akov Yosef), старший сын духовного лидера партии ШАС раввина Овадьи Йосефа (Ovadia Yosef), поддержал этот призыв от имени раввинской организации «Пикуах нефеш».

«В свете угрозы общинам в Гуш-Катифе (Gush Katif ) и форпостам в Иудее, Самарии и Газе, — написали раввины, — мы просим всех людей, которые в состоянии это сделать, поститься, чтобы отменить директиву зла и спасти весь народ Израиля, где бы он ни находился» . Цитируя Рамбама, раввины отмечают, что еврейский закон гласит: «Издавна принято в дни бед, которые обрушиваются на общину, поститься до снисхождения с небес прощения» . Раввины добавляют, что люди, которые поститься не в состоянии, должны «усилить свои молитвы» и перечитывать 83-ю главу из Книги Псалмов Давида (Теhилим).

«Газа, вне всякого сомнения, исторически является частью земли Израиля, — объясняет раввин Нахум Элиезер Рабинович (Nahum Eliezer Rabinowitz) из Маале-Адумим (Ma'aleh Adumim), — и потому передавать эту землю неевреям воспрещается» .

«В то время как ТаНаХ рассматривает Газу как часть земли, обещанную колену Йеhуды, едва ли это обещание исполняется, — говорит профессор кафедры изучения земли Израиля университета имени Бар-Илана (Bar-Ilan) Зеев Сафраи (Ze'ev Safrai). — Эта земля имела своего рода автономный статус даже во времена правления царя Давида» . Сафраи добавил, что останки синагог IV века в Газе свидетельствуют о том, что в тот период они были крупнейшими на земле Израиля. Римляне включили Газу в состав своей империи при формировании провинции Палестина.

Раввин из иерусалимского института Махон Меир (Machon Meir) Дов Бегун (Dov Begun) отметил: «Те, кто указывают на неприменимость законов “шмиты” (шаббатнего года) к Газе, поскольку-де этот район не находится внутри границ Израиля, путают разные подходы к пониманию границ. Шмиту не следует применять и к другим областям центральной части Израиля — таким, как Акко. Отдающие любую часть земли Израиля в пределах границ, обещанных как Моше (Моисею), так и Йеhошуа (Иисусу Навину), и находящуюся под еврейской властью, нарушают законы Торы и подвергают опасности народ Израиля».

Официальная позиция еврейских религиозных деятелей Израиля по этому спорному вопросу не столь прямолинейна. «Является ли передача Газы неевреям серьезным нарушением еврейских законов — это вопрос исключительно академический. В соответствии с четкими указаниями покойного раввина Менахема Элиезера Шаха (Menahem Eliezer Schach), вопросы безопасности должны превалировать над всеми другими вопросами» , — подчеркнул раввин Нахум Айзенштейн (Nahum Eisenstein).

Известно мнение Любавичского ребе, Менахема Мендла Шнеерсона по вопросу передачи территорий палестинцам: «В главе 329 раздела «Орах хаим» кодекса «Шулхан арух», где установлены нормы поведения в ситуациях, подобных той, в которой оказался сейчас народ Израиля, говорится: “Если неевреи осаждают приграничное поселение сынов Израиля всего лишь для того, чтобы отнять сено и солому, против них идут войной даже в субботу из опасения, что они захватят селение, а оттуда вся страна будет лежать пред ними, удобная для захвата”.

В нынешние же времена враги требуют уже не сено и солому, но кровь народа Израиля. И «приграничным селением» оказывается всякое место, на которое претендуют враги, — ведь земля Израиля так мала…»


Александр Фишман

{* *}