Top.Mail.Ru

Прогулки мира

05.03.2004

Пока по обе стороны кровавого конфликта на Ближнем Востоке политики и дипломаты сшибаются лбами, отстаивая свои позиции, небольшая группа израильских евреев и арабов решила взять мирную инициативу в свои руки. Точнее, в “свои ноги”, ибо именно это выражение лучше подойдет для описания “пешего” характера мирного протеста. Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг подобную акцию наверняка бы одобрили.

За последние несколько лет в спокойных “Прогулках мира” в разных частях страны приняли участие сотни израильских евреев и арабов. В прошлом году, например, несколько сот пешеходов пересекли район Галилеи от Хайфы до Амирей hа-Галиль, что возле Сафеда. Во время ночных привалов кипели дискуссии, участники проводили sulha — публичный акт прощения, в котором участвовали евреи, мусульмане и христиане.Помимо этого путешествия, организовывались походы по Тель-Авиву, а также из Яффо в Иерусалим, а совсем недавно, участники проекта отправились к строящемуся забору безопасности, отрезавшему израильский арабский город Ум эль-Фам от Палестинской автономии. Гуляющие перебрасывали через ограждение цветы, адресованные семистам собравшимся по ту сторону палестинцам.

Уроженец Великобритании доктор Стефен Фульдер (Stephen Fulder), возглавляющий организацию “Срединный путь” (“Middle Way”), которая объединяет такие прогулки мира и все приуроченные к ним мероприятия, называет акцию “паломничеством мира”. В нынешних условиях, когда практически любой общественный жест подвергается ложному толкованию или интерпретируется как политический акт, он все же полагает, что ему и его “пешеходам” удалось, насколько это возможно, подойти практически вплотную к той самой “сумеречной зоне”, что находится вне пределов политики: “Прогулка мира — это новый способ вывести людей из домов, это попытка сделать что-то такое, что не относится ни к левому, ни к правому крылу, не содержит в себе ни насилия, ни злобы. Конечно, избежать политики на все сто процентов невозможно. Думаю, что наши действия находятся где-то на стыке трех областей: политики, психологии и общественной акции. Ведь даже молчание — это уже поступок”.

Плакаты с грозными призывами, привлекающими поддержку прессы, — не для Фульдера. Он и его команда используют подход куда более мягкий. Удивительно, но несмотря на столь нетрадиционную тактику, эта миротворческая акция живо освещается как израильскими, так и зарубежными СМИ. “Сначала люди не совсем понимают, кто мы и что мы делаем, — объясняет доктор Фульдер. — Но вскоре возникает нечто такое, что захватывает их воображение. В самом молчании заключена какая-то сила, которая привлекает и евреев, и арабов. Сначала они иногда говорят: “Мы молчим вот уже пятьдесят лет. И теперь нам нужно, наоборот, кричать о дискриминации и о том, как мы тут живем”. А потом, постепенно, многие начинают сознавать силу и мощь нашей внушающей ужас тишины. Мы чувствуем, что если просто говорить о вещах, которые уже многократно обсуждались до нас, это просто не подействует”.

Впрочем, Фульдер далеко не так наивен. Кому, как не ему знать, что любая акция с участием евреев и арабов, намеренно или нет, неизбежно приобретает политический подтекст: “Наши мирные прогулки неизбежно попадут в разряд политических актов. В каком-то смысле, так оно и есть. Я считаю, что нужно просто уметь отличать очевидную, явную политику от едва уловимой и всепроникающей, в которую входит почти все, что делается в сфере общественной жизни, особенно если речь идет об Израиле”. В отличие от многих израильтян, как евреев, так и арабов, Фульдер верит, что палестинцы точно так же готовы работать над проблемой мирного урегулирования конфликта, как и израильтяне.

С этим полностью согласен участник мирной прогулки Джихад Хамди (Jihad Hamdi) из Ум эль-Фама. Появившийся на свет в палестинском лагере беженцев в Дженине, он не понаслышке знает о давних причинах арабо-израильского конфликта. И пытается стать инициатором проведения таких прогулок мира в Палестинской автономии: “Мы учим людей из деревень в окрестностях Дженина тому, как гулять молча, — неторопливо рассказывает Хамди. — К сожалению, пока невозможно сделать так, чтобы в одной прогулке участвовали лицом к лицу евреи и палестинцы, но я верю, что такой день тоже придет”.

И, кстати, недавняя прогулка была очень близка к достижению этой цели. “Я подошел к забору с евреями с израильской стороны забора, потом перелез через него, чтобы побыть с палестинцами, — даже такой великий оптимист как Хамди, не ожидал, что палестинцы столь охотно откликнутся на призыв к прогулкам мира. — Перед прогулкой я сказал сорока проживавшим в моем доме в Ум эль-Фаме евреям, что отправляюсь к забору и что мы можем встретимся там. По дороге купил около сотни цветов, чтобы перебросить их через забор — думал, от силы человек 40–50 палестинцев соберется. И был очень удивлен, когда увидел, что их там собралось около семи сотен. Я знаю, многие израильтяне думают, что у них среди палестинцев нет союзников в том, что касается мира. Но я могу сказать из собственного опыта, что 99,9 процента палестинцев хотят мира не меньше них. И наши прогулки мира обладают куда большей силой, чем любые действия или слова политиков”.

Екатерина Иванова

{* *}