Top.Mail.Ru

Умереть на дороге?

14.04.2004

В опубликованном на днях отчете, подготовленном Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным банком, сообщается, что на дорогах ежегодно гибнет около 1,2 миллиона водителей, пассажиров, велосипедистов и пешеходов всех возрастов. В современном мире приблизительно каждая пятидесятая смерть является результатом дорожных инцидентов. В тексте отчета полученные в автокатастрофах и ставшие причиной преждевременной смерти или инвалидности травмы занимают девятую строчку, при этом 90 процентов причиненных увечий приходится на страны третьего мира, где отмечается наибольшее количество жертв ДТП в соотношении с общим количеством автотранспортных средств. К группе стран третьего мира в этом плане относится и Израиль, на дорогах которого с начала текущего года погибло уже 137 человек, что на 10 процентов превышает прошлогоднюю цифру.

Глава израильской транспортной полиции Яаков Раз (Yaakov Raz) сообщил газете «Маарив» о том, что в последнее время количество погибших на дорогах пешеходов и число участвовавших в ДТП грузовиков заметно возросло. Он отметил, что в результате этого полиция вынуждена будет уже в ближайшие дни ужесточить процедуры, применяемые в отношении нарушающих правила водителей грузовиков и пешеходов. Если бы не бюджетные ограничения, добавил Яаков Раз, можно было бы снизить эти цифры на 30–40 процентов, однако министерство финансов не готово отдать приоритет борьбе с дорожно-транспортными происшествиями, в то время, как израильской экономике они ежегодно обходятся в 12 миллиардов шекелей (2,7 миллиарда долларов).

Начиная с 1948 года 21 600 израильтян погибло в войнах и в терактах, а еще 22 700 — на израильских дорогах.

Выступая в эфире радиостанции «Галей ЦАХАЛ», глава транспортной полиции заявил, что столь высокое место Израиля в международном списке нельзя считать справедливым, поскольку указанный процент должен измерятся соотношением происшествий к проследованным километрам, а это позволило бы Израилю занять «хорошую» позицию в середине — после Греции, Испании и других европейских стран. Ему возражает дорожный эксперт доктор Моше Бекер (Moshe Becker), утверждающий, что полиция обычно спешит сообщить о своих достижениях в борьбе с нарушителями, причем число этих достижений внушает подозрения. Число жертв за год, уточняет доктор, впятеро превышает цифры, о которых сообщает полиция. Приводя эти данные, эксперт основывается на отчетах страховых компаний: «И хотя число смертельных исходов более или менее точно, число серьезных травм растет, и это сказывается на экономике страны из-за необходимости серьезного медицинского ухода» .

В своем предыдущем интервью газете «Haaretz» Бекер утверждал, что после аварии полиция не выжидает необходимый период времени (один месяц), хотя именно тогда получивший серьезные ранения человек может скончаться. Признавая наличие некоторого прогресса в этом отношении, он, однако, приписывает его стремительному развитию мобильных средств связи, с помощью которых можно быстро вызвать скорую помощь. Тем не менее, Бекер отметил, что плотность движения на израильских дорогах вдвое превышает насыщенность дорог в развитых странах, и эта цифра продолжает расти.

По данным Всемирной организации здравоохранения, число смертельных случаев и ранений при ДТП возрастет в ближайшие 20 лет на 65 процентов, и только государственные власти располагают средствами для установления законов и правил, которые должны способствовать повышению уровня таких механизмов безопасности, как инфраструктуры и транспортные стандарты.

То, что дорожно-транспортные происшествия являются главной проблемой современного здравоохранения, большинство развитых стран начало признавать около сорока лет назад. Между 1975 и 1998 годами число дорожных инцидентов со смертельным исходом снизилось на 63 процента в Канаде, на 58 процентов — в Швеции и на 27 процентов — в США, тогда как 80-процентный рост был отмечен в Индии, а в Китае число смертей на дорогах увеличилось более, чем в два раза за тот же перод времени.

Йорам Шпыркин

{* *}