Top.Mail.Ru

Генетический отпечаток

05.08.2004

Современные женщины стараются обзаводиться детьми как можно позже. И причины тому приводятся самые разные: карьера, отсутствие подходящей пары, стремление сохранить личную независимость… С другой стороны, и тянуть излишне с этим делом не стоит — рискованно. Кстати, не так давно группа израильских гинекологов и исследователей предположила наличие у небольшой группы женщин уникального генетического преимущества, благодаря которому замедляется естественное старение их яичников и яйцеклеток, а способность к деторождению сохраняется и после сорока.

В последнем выпуске журнала «Fertility and Sterility» были опубликованы результаты исследования, проведенного профессором Нери Лауфером (Neri Laufer) и доктором Ювалем Гельчинским (Yuval Gielchinsky) из медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме совместно с коллегами из других иерусалимских больниц. В журнале сообщается о 209-ти женщинах, родивших детей в период между 1995 и 2000 годами в возрасте старше 45 лет и без всякого лечения бесплодия.

«Работой в этом направлении мы занялись после того, как заметили, что почти все наши пациентки, пытаясь зачать своих первых детей, после 45 лет не беременеют естественным путем — в этом возрасте, как известно, у женщины начинается климактерический период, — рассказывает доктор Гельчинский. — Тем не менее, мы имели возможность регулярно наблюдать за 45–49-летними женщинами, которым удалось забеременеть естественным путем».

По словам ученого, данные женщины составляют особую социальную прослойку. Большинство из них имеют более десяти детей, и, как правило, они принадлежат к еврейским религиозным или арабским семьям. Отклонения от нормы наблюдались у них сразу по нескольким аспектам. Процент выкидышей у них, к примеру, был удивительно низок. Причиной повышенного числа выкидышей и быстро снижающейся способности к деторождению после 39 лет является ухудшение состояния яйцеклеток, что приводит к сбоям в ДНК и хромосомах. Но, в отличие от своих ровесниц, у которых выкидыши случаются относительно часто, у этих женщин подобный процент сопоставим разве что с 20-летними, а процент генетических отклонений для их возраста — необычно низок. Согласно статистическим данным, вероятность того, что женщина забеременеет в возрасте 27–29 лет составляет 30 процентов, тогда как для 35–39-летних эта вероятность снижается до 15 процентов. А зачать ребенка после 45-ти женщинам, если они не прошли курс лечения от бесплодия, вообще удается редко.

Чтобы объяснить это явление, израильские врачи выдвинули две теории. Первая заключается в том, что женщины сохраняют способность к деторождению благодаря постоянному использованию своих детородных органов: «Мы считали, что неоднократные беременности, вероятно, обладают неким защитным эфектом и существует нечто, сохраняющее способность к деторождению», — рассказывает Гельчинский.

Когда же ученые исследовали различные группы населения и провели полученные данные через статистические модели, то убедились в том, что женщины из интересующей их группы были просто-напросто генетически запрограммированы на максимальную репродуктивность и способнось к деторождению на протяжении всей жизни. У них были обнаружены гены, которых нет у представительниц обычных групп населения, потому что они ведут иной образ жизни. «Из нашей статистической модели видно, что мы изучали женщин с генетическим преимуществом», — отмечает доктор Гельчинский. Окончательно укрепилась теория израильских гинекологов, когда они провели аналогичные исследования и за пределами Иерусалима, изучив в Негеве бедуинских женщин, ведущих схожий репродуктивный образ жизни. Юваль Гельчинский поясняет:«Можно было предположить, что защитный механизм, который уникален для этой группы населения, является генетически положительной предрасположенностью, обусловленной наличием культурной среды, способствующей продолжительной способности к деторождению».

Сейчас исследователи пытаются охарактеризовать гены, которые причастны к появлению такого преимущества. И хотя маловероятно, что это, в конце концов, приведет к созданию генетического лекарства от бесплодия для женщин, которым за 30–40 лет, это, возможно, поможет врачам отыскать способ идентифицировать каждую женщину с таким «генетическим отпечатком» способности к деторождению и сообщить ей с достаточной степенью уверенности о том, когда период ее репродуктивности закончится. А это, в свою очередь, позволит ей принять решение о своевременном зачатии ребенка.

Йорам Шпыркин

{* *}