Из сообщений мировой прессы все отчетливее следует, что Израиль и США полны готовности помешать Тегерану получить оружие массового уничтожения. Не исключено, что они могут готовиться к нанесению превентивного удара по Ирану. Если это все же произойдет, возникает вопрос о судьбе 30 тысяч иранских евреев.
Враждебность иранского отношения к Израилю не обсуждаются — здесь все очевидно. Однако израильское нападение на Иран может подлить масла в огонь страстей и без того не особо расположенного к евреям мусульманского мира, а значит реальными объектами вражды мусульманских радикалов станут, в первую очередь, живущие в мусульманских странах евреи. В Турции, к примеру, евреям в принципе ничего не угрожает: правительство этой страны не выказывает открытой враждебности в отношении своего еврейского населения и не призывает к уничтожению Израиля. Как и в Марокко, турецкие евреи не сталкиваются здесь с повсеместной враждой, хотя в обеих странах и существуют группировки, ненавидящие евреев. Небольшое количество евреев проживает также в Алжире, Бахрейне, Египте, Ливии и Йемене. Причем, последняя группа, в основном, существует изолированно от внешнего мира. То же самое можно сказать и об иранских евреях.
Евреи живут здесь не первое тысячелетие. Те, кто еще остается в этой стране, в полной мере ощущают на себе недоверие со стороны властей, которые нередко воспринимают их, как потенциальных «сионистов» или американских шпионов, а это рассматривается в Иране как преступление, караемое смертной казнью. В последней четверти XX века еврейская община Ирана насчитывала около 80 тысяч человек, 50 тысяч из которых эмигрировали из страны после Исламской революции 1979 года, причем многие уезжали, бросая имущество. Оставшиеся 30 тысяч, судя по сообщениям, живут весьма комфортно.
Официально евреям уезжать никто не запрещает, но на деле отъезд оказывается не таким простым делом. Чтобы получить загранпаспорт, евреи должны обращаться в специальное ведомство, после чего немедленно попадают под пристальное наблюдение соответствующих органов. Чтобы воспрепятствовать эмиграции, разрешение на выезд дается, как правило, только одному лицу, а не всей семье. В 1998 году по обвинению в оказании помощи желающим эмигрировать евреям был повешен без суда еврейский предприниматель Рухолла Кахода-Задэ. Таким образом, евреи, которым удалось выехать в другие страны, покинули Иран незаконно. Те же, кто остался в стране, предпочитают не предпринимать активных попыток ее покинуть.
Как и небольшие еврейские общины других мусульманских стран, иранские евреи, кажется, довольны своей долей. Живут они в окружении достаточно непростом и странном. Их называют «дхиммис», «немусульмане». Община состоит как из светских, так и из религиозных членов, которые заявляют, что не признают Израиля. В еврейскую общину Ирана весьма органично вписалась небольшая антисионистская секта «Нетурей Карта», а делегации антисионистов принимаются главным раввином Ирана Хахамом Юсефом Хамедани и лидерами тегеранской еврейской общины. Несмотря на относительно небольшой возраст этой организации в Иране, представители ее уже привычно выступают в синагогах, встречаются с общиной и главным раввином, их принимают как почетных гостей на торжественных обедах. Как-то они даже отправились паломниками в дом покойного аятоллы Рухоллы Хомейни.
Раввин Хамедани не раз говорил о «постоянно растущем благосостоянии иранского народа», распространялся о «тираническом режиме шаха» до революции и попытках «режима» сохранить себя при помощи связей с «международным сионизмом и империализмом». Раввин не упускает случая подчеркнуть, что
«когда сионистские организации пытались решать судьбу иранского еврейства, оно никогда не шло на поводу у этих заговорщиков». Президент Мохаммад Хатами как-то даже сфотографировался в обнимку с посетившим его главным раввином.
Все это заставляет задуматься о том, чем же продиктована эта двойственность поведения и заявлений евреев в Иране? Может, как и во многих других мусульманских странах, ими движет лишь страх за собственные судьбы?..
Президент Хатами тем временем занят битвой за власть с исламскими клерикалами, которых возглавляет духовный лидер аятолла Али Хаменеи. В этом контексте кому-то может показаться, что Хатами является другом еврейской общины. На самом же деле, как можно быть другом народа, чью родину ты стремишься уничтожить. Поэтому вопрос о том, что же произойдет с этими 30 тысячами еврейских душ на следующий день после превентивного удара по Ирану, остается по-прежнему актуальным. Иранские власти утверждают, что проводят различие между евреями и «сионистами», и что их ненависть к западным евреям не распространяется на «своих».
По иронии судьбы, благодаря «алфавитному» принципу распределения мест для делегаций на похоронах папы Иоанна Павла II президенты Хатами и Моше Кацав оказались сидящими по соседству. Кацав перебросился с иранским президентом несколькими фразами на фарси (хотя Хатами позднее это и отрицал). Так может быть, Кацаву, который сам является иранским евреем, следовало бы установить контакт со своей общиной, чтобы лучше оценить ситуацию?