Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
23.07.2008
В Бейруте, где синагоги превращаются в руины, община исчезает, а раввины давно покинули страну, евреем быть непросто.
Согласно официальной статистике, сейчас в столице Ливана остается около 300 евреев. Последняя синагога в Бейруте «Маген Авраам» сейчас находится в более чем ветхом состоянии. Местные евреи не имеют раввина, с которым можно обсудить духовные вопросы, и вынуждены молиться дома.
Построенное в 1920 году в бейрутском районе Вади Абу Жмил, ранее известном как Вади аль Ягуд (еврейская долина), здание синагоги рассыпается год за годом: двор зарос густой травой, а на воротах висит замок.
«Все разграбили во время гражданской войны, вынесли мраморные скамьи и даже окна», — рассказывает Самуэль, член Совета еврейской общины Ливана, который предпочитает использовать псевдоним.
«Чего нам еще не хватает, так это места, где можно приобрести кошерные продукты, произведенные здесь. У нас нет еврейских школ, где можно научить наших детей ивриту и молитвам», — сетует 60-летний Самуэль.
Иешива неподалеку от столичной синагоги была разрушена во время войны, а у общины уже много лет нет раввина.
«Мы разгоговариваем только на арабском. Иврит используем только для чтения молитв», — добавляет Самуэль в интервью AFP.
В столице есть еврейское кладбище, на которое, по словам Самуэля, приходит все меньше людей, а надписи на иврите и звезды Давида при входе покрыты пылью.
«Мы начали прилагать усилия для возрождения общины, планируем восстановить синагогу и создать Интернет-блог под названием “Евреи Ливана”», — говорит Самуэль.
Блог призван повысить образовательный уровень еврейской общины и стать важной составляющей общественной жизни ливанских евреев.
«Мы надеемся, что наша синагога — одна из крупнейших в арабском мире — будет восстановлена к концу этого года или к началу 2009-го», — рассказал он, добавив, что этот проект будет финансироваться на деньги эмигрировавших евреев.
Официально иудаизм является одной из 18 религиозных конфессий в Ливане. Тем не менее, местная еврейская община постоянно сокращается в виду насилия и предвзятого отношения к евреям.
«До гражданской войны, до 1975 года, нас было около 22 тысяч. После вторжения Израиля в Ливан в 1982 году наша численность значительно сократилась», — отметил Самуэль.
Для Эфраима, предпринимателя, входящего в состав Совета еврейской общины, и также пожелавшего выступить под псевдонимом, одним из досадных неудобств жизни в этой стране является стереотип смешивания понятий «еврей» и «израильтянин». Для него «это то же самое, как если бы мы говорили «иранцы» имея в виду ливанских шиитов».
«Они не понимают, что Израиль ничего не значит для нас, мы считаем его вражеской страной, которая угрожает Ливану», — утверждает Эфраим.
«После 1982 года очень мало местных евреев уехали в Израиль, а те, кто сделал это, не остались там надолго. Они чувствуют себя ливанцами», — считает он.
Прожив в Ливане свыше двух тысяч лет, евреи начали покидать страну, после того как здесь началась война.
«Здесь не было волны преследований, за исключением нескольких инцидентов. Евреи уехали, как и тысячи других ливанцев, покинувшие страну в поисках лучшего будущего», — говорит Самуэль.
«В основном евреи жили в крупных городах, таких как Бейрут, Триполи, Баалбек и Сидон, и прекрасно сосуществовали с другими общинами, — отметил он, добавив что синагоги в этих городах тоже превратились в руины. — Многие уехавшие до сих пор имеют здесь землю и не хотят ее продавать, поскольку это равносильно продаже части себя».
Эмигранты остаются преданными своему наследию, и некоторые ежегодно приезжают сюда на каникулы или в отпуск, но жить не остаются.
«Разве возможно спокойно жить здесь, учитывая напряженную ситуацию в Ливане? — говорит Эфраим. — Мы всегда придерживались нейтральной политической позиции, так же как и сейчас. Сегодня мы живем мирно и хотим, чтобы так все и осталось».
Татьяна Володина