Top.Mail.Ru

Убийц раввина отправили к девственницам

28.12.2009

26 декабря бойцы спецподразделения ЦАХАЛа выследили и уничтожили троих террористов, виновных в убийстве Меира Хая из поселения Шавей-Шомрон. 45-летний раввин Меир-Авшалом Хай, отец семерых детей, был расстрелян 24 декабря в своей машине в северной Самарии. Боевики, которые в момент операции возмездия находились в Шхеме, были выслежены и успешно ликвидированы. Однако подробности биографии преступников поставили перед спецслужбами Израиля новые вопросы.

Как выяснилось, двое из троих террористов в прошлом отбывали заключения в израильских тюрьмах. В воскресенье эта новость бурно обсуждалась на заседании израильского правительства — в свете предстоящего обмена Гилада Шалита на палестинских заключенных.

Одним из боевиков оказался Раед Саркаджи, активист группировки «Танзим» (вооруженное крыло ФАТХ), который освободился из израильской тюрьмы в январе 2009 года, отбыв семилетний срок за террористическую деятельность. Вторым был Анан Субух, боевик «Бригады мучеников Аль-Аксы», в 2007 году попавший под амнистию. 400 боевиков ФАТХа получили тогда свободу в обмен на сдачу оружия и обязательство прекратить террористическую деятельность.

Казалось бы, нет лучшего аргумента для противников сделки по обмену Шалита: они уже заявляли, что освобождение нескольких сотен боевиков приведет к новой волне террора в Израиле. Недавнее нападение, в котором участвовали Саркаджи и Субух, — очевидное тому подтверждение.

Это не означает, что все освобожденные из тюрем палестинцы вернутся к террористической деятельности, пишет обозреватель The Jerusalem Post Яаков Кац. Напротив, та сделка 2007 года, по условиям которой были помилованы боевики ФАТХа, признана успешной, поскольку лишь немногие из четырехсот боевиков снова взялись за старое, причем большинство рецидивистов были арестованы снова. Именно поэтому в целях безопасности премьер-министр Биньямин Нетаниягу требует, чтобы наиболее опасные преступники были отправлены на территорию сектора Газа или за границу, но не оказались на Западном берегу.

Когда ШАБАК получил разведданные о местонахождении подозреваемых в убийстве Меира Хая, у израильтян была возможность связаться с властями Палестинской автономии и попросить их самих арестовать преступников. Однако Израиль принял решение провести операцию своими силами: израильские оперативники опасались, что перекладывание ответственности на плечи Аббаса было бы воспринято еврейскими поселенцами Западного берега как предательство, объясняет Кац. После замораживания строительства поселений еврейское население территорий могло бы почувствовать, что Нетаниягу бросил их на произвол судьбы. К тому же трое боевиков, судя по всему, являлись членами ФАТХ. В связи с этим существовал риск, что власти ПА не станут их арестовывать.

Теперь ключевым является следующий вопрос: не станет ли теракт, жертвой которого пал Хай, сигналом к началу новой волны террора? По сведениям источников в руководстве ЦАХАЛа, в последние недели наблюдается рост террористической активности: он в основном выражается в забрасывании автомобилей камнями и бутылками с зажигательной смесью. На прошлой неделе на шоссе 443, одной из главных автомагистралей Израиля, был осуществлен взрыв с помощью самодельной взрывчатки, изготовленной из канистры с газом и пиротехники.

Анна Заславская

{* *}