Расследование, осуществленное израильскими тележурналистами, показало, что в 2010 году премьер-министр Биньямин Нетаниягу и министр обороны Эхуд Барак поручили командованию ЦАХАЛа и «Моссада» подготовить удар по ядерным объектам Ирана. Однако вскоре, из опасения, что такой удар приведет к полномасштабной войне, подготовка операции против Ирана была свернута.
Расследование, произведенное журналистами программы «Увда» («Факт») 2-го канала израильского ТВ, которое выйдет в эфир сегодня, доказало, что тогдашние начальник генштаба ЦАХАЛа Габи Ашкенази и шеф «Моссада» Меир Даган отнеслись к планам Нетаниягу и Барака скептически.
В конце очередного совещания семи ведущих членов правительства, на котором присутствовали также Ашкенази и Даган, премьер Нетаниягу отдал распоряжение повысить уровень безопасности ЦАХАЛа и силовых ведомств до «P Plus» (что соответствует подготовке к военной операции).
Согласно расследованию программы «Увда», глава «Моссада» Меир Даган выступил резко против плана Нетаниягу-Барака. «Принятое вами решение о подготовке к войне нелегитимно. Только кабинет министров в полном составе имеет право принимать такие решения», — заявил он. Лица из окружения Ашкенази рассказали журналистам, что главу генштаба беспокоило то обстоятельство, что приведение войск в боевую готовность само по себе может послужить фактором эскалации напряженности.
Как рассказал в интервью программе «Увда» Эхуд Барак, Ашкенази заявил тогда Нетаниягу, что армия не готова к тому, чтобы выполнить его приказ и он «не располагает оперативными мощностями, чтобы его осуществить». Барак заявил, что, вопреки позиции Ашкенази и Дагана, повышение боеготовности до P Plus вовсе не подразумевало само по себе осуществление военного удара в ближайшем будущем.
«Ответственность за то, о чем вы говорите, — рассказал Барак ведущей программы «Увда» Илане Даян, —
полностью лежит на правительстве. Мысль о том, что начальник генштаба может не рекомендовать правительству делать что-то, что возможно осуществить в принципе, не имеет никакого отношения к реальности. Глава генштаба может сказать министрам, возможно или невозможно сделать что-либо в принципе. Если же невозможно, он должен дать свои рекомендации, как исправить ситуацию».
Ашкенази же, со своей стороны, утверждает в частных беседах, что он осуществил подготовку к «военной опции», что ЦАХАЛ был готов к удару, однако мнение начальника генштаба состояло в том, что такой удар будет стратегической ошибкой.
Меир Даган в течение последних лет несколько раз публично выступал против удара по Ирану. В своем первом выступлении после отставки с поста шефа «Моссада» в мае прошлого года он заявил, что Израиль, в случае, если решится на такую операцию, совершит грубейшую ошибку.
Ашкенази после своего выхода в отставку также неоднократно высказывался против удара по Ирану. В августе он выступил на заседании Совета за мир и безопасность (ассоциация израильских экспертов в в сфере безопасности).
«Я считаю, что и сегодня мы должны действовать против иранской ядерной программы с максимальной осторожностью и стремиться избежать прямого военного столкновения», — подчеркнул он.