В ООН не заметили израильских самолетов из-за погоды
01.02.2013 Редактировать статью
Новость об израильской бомбардировке сирийского центра по разработке химического оружия вызвала широкий резонанс во всем мире, но в первую очередь на операцию ВВС Израиля откликнулись в Иране и в самой Сирии. Тегеран и Дамаск вчера заявили о том, что Израиль за совершенный им удар по Сирии ждет «возмездие».
Многие мировые СМИ вспоминают в этой связи, что в 2007 году Израиль подверг бомбардировке сирийский центр по разработке атомного оружия. Дамаск тогда тоже разразился угрозами, однако никаких практических действий они за собой не повлекли.
Также в четверг саудовская газета «Аль-Ватан» сообщила, что сирийский режим поставляет неконвенциональное оружие «Хизбалле». В статье со ссылками на сирийскую оппозицию сообщается, что с начала 2012 года Асад поставил «Хизбалле» 2 тонны иприта (горчичного газа) и ракеты дальностью до 300 км, способные нести боеголовки с химическим оружием.
Дамасское информационное агентство SANA выпустило вчера заявление генерального штаба Сирийской армии, в котором израильский удар трактуется как действие в поддержку сирийских повстанцев. «Эта атака произошла после того, как Израиль и другие страны, являющиеся врагами сирийского народа, использовали своих марионеток [оппозицию] для нападения на наши жизненно важные стратегические объекты. Нам ясно, что Израиль выступает инициатором, а иногда и исполнителем террористических актов, направленных против нашего государства и народа. Израиль поддерживают некоторые другие страны, в частности, Турция и Катар», — говорится в заявлении генерального штаба.
Ливанская газета «Аль-Ахбар» отмечает, что на этот раз Сирии, возможно, придется ответить на израильскую атаку. «Отсутствие реакции на удар будет означать, что Сирия признает новый статус-кво, при котором Израиль имеет возможность оказывать силовое влияние на развитие событий в Сирии. Очевидно, что режим Асада не примет эти ограничения, поскольку они прямо угрожают его существованию», — отмечает газета.
«Серьезную озабоченность» в связи с израильским ударом выразил генсек ООН Пан Ги Мун. Как сообщается в заявлении, опубликованном вечером 31 января пресс-службой генсека, «Пан Ги Мун призывает все страны воздержаться от действий, которые могут привести к росту напряженности на Ближнем Востоке. Генеральный секретарь напоминает всем, кто причастен к событиям в Сирии, о необходимости соблюдать нормы международного права, уважать суверенитет всех государств региона».
Тем временем, миротворческие силы ООН, расположенные в демилитаризованной зоне между Сирией и Израилем, не в состоянии проверить достоверность сирийского заявления о том, что израильские самолеты пролетели над районом Голанских высот и вторглись на территорию Сирии. Миротворцы ООН сообщили, что из-за плохих метеоусловий в ночь атаки не заметили израильских самолетов.
Интересно, что еще на прошлой неделе Associated Press привело слова высокопоставленного иранского чиновника Али Акбара Велаяти, заявившего, что любая атака на Сирию будет рассматриваться Тегераном как покушение на его собственный суверенитет. Это предупреждение прозвучало вскоре после того, как в израильских СМИ появились сообщения об усилении напряженности на северной границе, а премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу на заседании правительства выразил опасение, что «передовое сирийское оружие может попасть в чужие руки».
Теперь, после атаки, Иран повторил свое предупреждение в более жесткой манере. Глава иранского МИДа Али Акбар Салехи осудил авиаудар, заявив, что «сионистский режим нарушил сирийский суверенитет».
Официозный иранский англоязычный телеканал Press TV процитировал слова заместителя министра иностранных дел Исламской республики Хусейна Амира-Абдоллахиана, заявившего, что «удар по Сирии чреват серьезными последствиями для Тель-Авива».
В течение нескольких лет Израиль колебался, не решаясь нанести удар по Ирану, чтобы положить конец его ядерной программе. Так почему же теперь он решил действовать в Сирии (несмотря на ясную позицию Тегерана по этому поводу)? Можно предположить, считает обозреватель Haaretz Амос Харель, что еврейское государство было вынуждено пойти на это, поскольку на то имелись серьезные причины, не терпящие отлагательств. Прежде всего, необходимо было не допустить передачи «Хизбалле» Сирией некоторых новейших видов вооружений. Вероятно также, что иранское предостережение не особенно впечатлило Израиль.
Стратегическая ситуация в регионе в настоящее время такова, что прямой силовой ответ Ирана на действия Израиля маловероятен, считает Харель. Сирийский же ответ еще менее вероятен, хотя не следует полностью исключать его возможность.
Наиболее резко на израильскую атаку отреагировала «Хизбалла». На новостном сайте «Хизбаллы» вчера было процитировано заявление сирийского посла в Ливане Али Абдула Карима. Дипломат подчеркнул, что Дамаск может ответить на израильский удар с помощью «неожиданного сюрприза». «Сирия защищает свою независимость и свою землю», — заявил он.
Хотя многие аналитики отмечают, что поддержка режима Асада привела к падению популярности «Хизбаллы» и к ее ослаблению, полностью списывать со счетов группировку не следует. Это по-прежнему мощная и разветвленная структура. И она, считает Харель, должна будет в какой-то форме ответить Израилю, дабы не допустить дальнейшего падения своего авторитета.