Тегеран стремится сохранить свое влияние в Сирии даже в случае падения дружественного ему режима Асада. С этой целью в Сирии при поддержке Ирана и ливанской «Хизбаллы» создается сеть боевиков. Об этом со ссылкой на американских и ближневосточных дипломатов сообщила вчера The Washington Post.
По словам источников газеты, в настоящее время «иранские» боевики сражаются на стороне верных Асаду войск, стремясь сохранить режим диктатора как можно дольше. В то же время дипломаты считают, что долгосрочной целью, которая ставится перед подразделениями боевиков, является сохранение влияния Тегерана в Сирии даже в случае падения режима Асада.
The Washington Post приводит слова сотрудника администрации Обамы, заявившего, что Иран спонсирует размещение в Сирии ни много ни мало 50 тысяч боевиков. «Их непосредственной задачей является поддержка режима Асада. Но для Ирана важно располагать в Сирии надежными войсками, на которые в случае чего можно рассчитывать», — отметил чиновник.
Сирийское восстание, начавшееся около двух лет назад с мирных протестов против находящегося у власти более четырех десятилетий авторитарного режима отца и сына Асадов, постепенно переросло в кровавый межконфессиональный конфликт. Алавитское меньшинство (являющееся ответвлением шиизма), к которому принадлежит семейство Асад, противостоит суннитскому большинству населения Сирии.
В воскресенье, по сообщениям повстанцев, бои начались в дамасском районе Аль-Афиф, примыкающем к комплексу правительственных зданий. По словам повстанцев, жертвами конфликта в воскресенье стали 77 человек, 16 из которых были уничтожены войсками Асада в городе Дейр-эз-Зор.
Лидер сирийской оппозиции Моаз Альхатиб заявил вчера о готовности провести с Асадом переговоры, которые должны состояться в контролируемых повстанцами регионах на севере страны. Цель таких переговоров, по словам Альхатиба, заключается в том, чтобы дать Асаду возможность покинуть власть, по возможности избежав при этом кровопролития.
Между тем, как отмечают многие эксперты, в соседнем Ливане милитаризация плацдарма радикальной шиитской группировки «Хизбалла» на границе с Израиелем усиливается буквально на глазах. Сотни новых домов были построены в пострадавших в ходе Второй ливанской войны поселениях Бинт-Джбейль, Марун-аль-Рас, Аита-аль-Шааб и Бармиш, отмечает обозреватель «Едиот Ахронот» Рон Бен-Ишай. «Без бинокля видно, что шиитские деревни ликвидировали все последствия войны 2006 года, чего нельзя сказать о расположенных в том же регионе поселениях христиан-маронитов», — отмечает Бен-Ишай.
Усиленное строительство в шиитских поселениях стало возможным благодаря помощи Ирана и арабских государств, но в первую очередь — за счет «Хизбаллы», решившей изменить тактику своего противостояния с Израилем, сосредоточив свои вооружения и верные войска не на открытой местности, а в пограничных деревнях.
Руководство «Хизбаллы» во главе с Хасаном Насраллой пришло к выводу, что противостоять прекрасно оснащенной израильской армии на открытой местности нецелесообразно. В итоге базы боевиков переместились в города и села, расположенные вдоль границы с Израилем, пригодные для ракетных обстрелов территории еврейского государства. Для усиления своих позиций «Хизбалла» реализует в Южном Ливане своеобразные строительные проекты: скупает земли, строит на них дома, которые продает по доступным ценам бедным шиитским семьям. При этом покупателям жилья ставится условие: они должны согласиться на установку в доме или подвале ракетной установки, из которой обязуются в случае необходимости производить обстрел израильской территории.
Кроме того, «Хизбалла» создает на приграничных ливанских территориях закамуфлированные оборонительные позиции, снабженные поставленными из Сирии антитанковыми снарядами российского производства.
В результате около 180 ливанских деревень и небольших городов, расположенных между рекой Захрани и границей с Израилем, превратились в зону, готовую к военным действиям.
Тем не менее большинство экспертов полагают, что в ближайшее время агрессии «Хизбаллы» против Израиля опасаться не стоит. В июне в Ливане пройдут всеобщие выборы, и Насралла не желает рисковать своей популярностью, которая неизбежно пошатнется в случае вооруженного конфликта с Израилем. Кроме того, в последнее время наблюдается напряженность между ливанскими шиитами и суннитами (последние довольно активно поддерживают сирийских повстанцев).
При этом, полагает Бен-Ишай, «Хизбалла» может все-таки в ближайшем будущем атаковать Израиль — в том случае, если у ее лидеров возникнет опасение в том, что еврейское государство собирается атаковать первым.