Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
04.03.2014
Встреча между президентом США Бараком Обамой и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу, состоявшаяся в Белом доме в минувший понедельник, продолжалась почти три часа. Вопреки ожиданиям, американский президент воздержался от критики в адрес израильского руководства по поводу строительства поселений за «зеленой линией». На тон переговоров между лидерами двух стран неожиданным образом повлиял политический кризис на Украине.
После весьма резкого интервью, которое Обама дал в конце прошлой недели журналисту агентства Bloomberg Джеффри Голдбергу, ожидалось, что хозяин Белого дома вновь выступит с критикой по поводу продолжающегося строительства еврейских поселений. В интервью Барак Обама предупредил, что «США более не смогут защищать Израиль на международной арене» и что «окно возможностей для заключения мира скоро закроется». Тем не менее заявление, сделанное американским президентом непосредственно перед встречей с Нетаниягу, носило гораздо более сдержанный характер.
Причиной такой перемены, по мнению аналитиков, послужил крымский кризис. Дело в том, что интервью Bloomberg Обама дал еще до того, как президент России Владимир Путин обратился к Совету Федерации за разрешением об использовании российских вооруженных сил на территории Крыма. К понедельнику же стало ясно, что намерения Кремля относительно военного вмешательства в ситуацию на Украине весьма серьезны.
Наращивание Ираном ядерного потенциала и продолжающееся кровопролитие в Сирии не слишком беспокоят американского обывателя, отмечает The Times of Israel. Однако крымский кризис, угрожающий возвращением к холодной войне, воспринимается американской общественностью совершенно иначе. Вызов, который Путин бросил Западу (и в первую очередь США), представляет для Обамы большую опасность, чем весь Ближний Восток, полагает издание. Поэтому ухудшение отношений с Нетаниягу, пользующимся широкой поддержкой в Конгрессе, Обаме в данный момент совершенно не выгодно.
Означает ли это, что Белый дом готов в ближайшее время снизить свое давление на Израиль? Разумеется, нет, отвечает обозреватель The Times of Israel. Поскольку Вашингтон намерен заставить Израиль и Палестинскую автономию подписать рамочное соглашение, которое позволило бы сторонам продолжить мирные переговоры, Обама и Керри будут требовать от Нетаниягу максимальной гибкости и готовности к компромиссам. Но в условиях угрозы вооруженного конфликта в Европе Обама будет вести себя осторожнее, чтобы привлечь на свою сторону максимум потенциальных союзников.
«Для того чтобы танцевать танго на Ближнем Востоке, нужны трое, — заявил Нетаниягу, прибыв в Вашингтон. — Раньше в танце участвовали два партнера — Израиль и США. Теперь же к нам должны присоединиться и палестинцы».
Эти слова следует рассматривать в контексте все того же интервью Обамы агентству Bloomberg, в котором американский лидер возложил всю ответственность за достижение мира с палестинцами на Израиль. И вот Нетаниягу как бы говорит Обаме: «Ведь для танца нужны трое. Мы-то уже здесь, а где же палестинцы?», замечает обозреватель The Jerusalem Post Херб Кейнон.
Еще в ходе первой встречи Обамы с Нетаниягу, состоявшейся весной 2009 года, американский лидер выдвинул требование полностью ликвидировать еврейские поселения за «зеленой линией», включая Восточный Иерусалим. Палестинцы, которые сами таких требований не предъявляли, тут же ухватились за это заявление. В самом деле, не могли же они требовать меньше, чем американский президент, продолжает Херб Кейнон. По мнению обозревателя, этот шаг Обамы фактически поставил на переговорах крест на следующие четыре года.
Теперь Обама вновь вынес во главу угла вопрос о поселениях, дополнив его угрозой международной изоляции Израиля. Лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас уловил этот месседж и в понедельник в ходе беседы с лидером партии «Мерец» Захавой Гальон, что переговоры с Израилем не будут возобновлены до тех пор, пока не будут учтены все требования палестинской стороны, в первую очередь требование о полном прекращении строительства за «зеленой линией». Аббас в очередной раз выразил глубокие сомнения в том, что рамочное соглашение может быть подписано в намеченные сроки, до конца апреля текущего года. По его словам, американцы еще очень далеки от того, чтобы устранить основные разногласия между палестинской и израильской сторонами.
Тем временем госсекретарь США Джон Керри в понедельник выступил на съезде Американско-израильского комитета по общественным связям (AIPAC). Лидер американской дипломатии прокомментировал ряд важных проблем, стоящих на повестке дня, и пообещал, что будет и дальше противостоять попыткам введения экономического бойкота Израиля.
Комментируя ход израильско-палестинских мирных переговоров, Керри заявил, что, по его мнению, стороны могут достигнуть соглашения в ближайшем будущем. «Мы переживаем исторический момент, когда США, в качестве ближайшего партнера Израиля, должны помочь ему завершить противостояние с палестинцами раз и навсегда, — сказал госсекретарь. — И премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу, и председатель ПА Махмуд Аббас поддерживают принцип двух государств для двух народов».
«Обама полностью привержен принципу безопасности еврейского государства, — подчеркнул Керри. — Используя весь авторитет нашей дипломатии, он стремится решить два важнейших вопроса, имеющих первостепенное значение для безопасности Израиля. Речь идет о достижении мира с палестинцами и о предотвращении получения Ираном ядерного оружия. Иран должен доказать, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Осенью с Ираном была достигнута предварительная договоренность относительно будущего его ядерной программы. В феврале начался новый этап переговоров. В течение ближайшего года должно быть достигнуто окончательное соглашение. Те же, кто заявляет о необходимости военной операции против Ирана, поступают крайне необдуманно и опрометчиво».
Керри предупредил, что военная операция против Ирана приведет, скорее всего, к выходу Тегерана из соглашения ООН о нераспространении ядерного оружия и лишь усилит его тайно осуществляемую милитаризацию. «Только сильная дипломатия может гарантировать, что иранской ядерной программе будет положен конец», — заявил госсекретарь США.
Татьяна Володина